Найти тему

Чем оттолкнул и чем зацепил фильм «Юморист»

Режиссерский дебют Михаила Идова, известного как сценарист к фильму «Лето», сериалам «Оптимисты» и «Лондонград», – фильм о вымышленном советском комике Борисе Аркадьеве, у которого вроде бы есть все, но он не чувствует себя счастливым.

Популярность, деньги, благосклонность сильных мира сего. Жена – умница, адвокат, сын – далеко не глупый подросток, рокер и бунтарь, дочка очаровательная. А ему плохо.

-2

Потому что вынужден без конца повторять один и тот же шлягер – монолог об обезьянке Артуре Ивановиче (или Ильиче). Новые творения Аркадьева публике неинтересны, серьезный, судя по названию, роман «Проклятие» востребован только у самых преданных поклонников.

Творческий, личностный или какой-то еще кризис толкает героя на эксцентричные поступки – перманентное пьянство, рисование мужского органа на форзаце книги в дар поклоннице, утехи с девушкой коллеги по цеху. И, наконец, – на финальное «выступление» в генеральской бане, больше напоминающей римский амфитеатр, где Аркадьев, похожий на Петрония перед Нероном, режет правду-матку об обрыдлой действительности, вполне сознавая, что ему за это будет. Что называется – накипело.

-3

Действие – пожалуй, чересчур отрывочное, фрагментарное. Повествование состоит из кусков, случайно или нет выхваченных из жизни звезды советской эстрады, – концерты, гастроли, какие-то нудные посиделки с богемными друзьями. Герой Алексея Аграновича временами раздражает и зацикленностью на еврейском вопросе – мол, евреи вынуждены «жить в безвоздушном пространстве», да и ему самому пришлось сменить фамилию, скрывая собственное происхождение.

Но есть на самом деле сильные эпизоды. Это поездка на Байконур, где артист читает про обезьянку Артура «Ильича» космонавту, отправившемуся в свой, как выясняется, последний полет. Когда Борис спрашивает Бога, почему его никто не любит.

-4

И когда он в финале видит себя постаревшим, седым, но по-прежнему читающим со сцены про макака.

Конечно, это кино не для всех. Молодежь его во многом и не поймет. Нужно представлять себе жизнь творческой богемы 70-80-х, особенности юмора (с сатирой тогда было сложнее) упоминаемого времени и вечный внутренний страх артистов перед цензурой и ночными визитами.

Своего рода мостик в современную жизнь перекинул рэпер Фэйс, который написал саундтрек к «Юмористу». Кому-то это понравилось, кому-то нет.

А вам? Делитесь мнениями в комментариях!