В послевоенное время военные стали переходить на новые виды артиллерийского вооружения — тяжёлые самоходные орудия и ракетные комплексы. Для транспортировки таких средств вооружения, нужен специальный транспорт, требования к которому были весьма противоречивыми. Кроме способности пройти по любой местности, тягач должен был обеспечивать возможность пуска ракеты, оставаясь не повреждённым её газами, а так же иметь средства связи и слежения за выпущенной ракетой.
Разработка машин сверхвысокой проходимости поручалась специальным конструкторским бюро при автомобильных и тракторных заводах страны. Они являлись засекреченными подразделениями гражданских предприятий. Имели возможность привлекать заводской персонал для решения своих задач.
На московском автозаводе ЗИЛ возглавлял СКБ В.А. Грачёв, которого, за способность решения неординарных технических задач, назвали «запредельный конструктор». Он, не имея высшего технического образования, смог разработать более 80 моделей машин высокой проходимости, получить за свои разработки несколько государственных премий и стать доктором наук.
Для необычного вездехода Виталий Андреевич предложил четырёхосную трансмиссию. Первая попытка создания «восьмиколёсника» модели ЗИЛ-134 оказалась не совсем удачной, она показала, как не стоит делать и как надо делать вездеход в дальнейшем. Военные потребовали создать плавающую восьмиколёсную машину. С целью повышения грузоподъёмности было решено экономить на весе машины даже в ущерб стоимости.
Для обеспечения непревзойдённой проходимости решено было, кроме передней оси управляемой, сделать и последнюю ось. Расположение осей между собой было подобрано таким образом, чтобы при поворотах колёса шли по одной колее. На вездеходе имелась возможность регулировки давления в шинах, что позволило значительно повысить проходимость на мягких грунтах.
Оси крепились к корпусу без подвески. Амортизацию обеспечивали тонкостенные шины малого давления. Борта корпуса имели высоту более 1,5 м и были практически вертикальными. Носовую и кормовую часть закруглили, для колёс сделали ниши. Двигатели расположили за кабиной.
Из-за отсутствия двигателя нужной мощности, были применены два мотора ЗИС-123, развивающие на бензине 120 л.с. Двигатели развернули маховиками вперёд, оснастили гидротрансформаторами, которые сглаживали неравномерность их работы. Каждый мотор через гидротрансформатор и автоматическую КПП приводил в действие четыре колеса одного борта. Такая схема повышала «живучесть» машины при отказе одного из двигателей.
Движение на воде осуществлялось двумя водомётами, которые на суше убирались в специальные ниши внутри корпуса и были защищены от повреждений. Кабина управления была трёхместной. В ней располагались кнопки, рычаги и педали управления всеми механизмами амфибии при движении по грунту и воде, а также при буксировке прицепов.
Опытные амфибии были изготовлены в 58-м и 59-м годах в двух экземплярах, отличающихся друг от друга длиной и расстоянием между осями. Корпуса имели раму и сварились из стальных листов. Образцы имели индекс ЗИЛ-135. Длиннобазовый вариант получил дополнительную букву «Б» в индекс. Средние мосты были сближены, а крайние разнесены.
Испытания выявили возникновение ударных нагрузок от волнистой дороги при скорости около 10 км/час, и галоппирование при скорости свыше 50 км/час . Это обстоятельство способствовало принудительному ограничению скорости и необходимости, в следующих образцах, применения торсионной подвески на крайних осях.
Пробные пуски ракет с воды показали, что возможность затопления или опрокидывания вездехода весьма велика. Кроме того, стальная кабина от горячих ракетных газов получила сильные повреждения, которые исключали возможность её дальнейшей эксплуатации. Эти обстоятельства стали причиной отказа военных от применения амфибии для пусков ракет.
Следующий опытный образец получил корпус из стеклопластика. Это значительно снизило его собственный вес, и повысило живучесть кабины, которая могла самостоятельно восстанавливать деформации, полученные при пусках. Военные не приняли этот вариант. Ракетовозы следующих поколений строились только для движения по земле.
К амфибиям вернулись только в 64-м году, когда по заказу руководства ВМФ создали ЗИЛ-135П длиной 14 метров — самую крупную в СССР. Она могла везти 22 десантника или 9 т груза по земле, на воде — до 15 т. Преодолевать подъёмы свыше 40 градусов, двадцатиградусные косогоры, стенку в 60 см, рвы шириной более 2,5 м , метровый снег. Болото, песок и лёд для неё не представляли сложности.
Амфибия спокойно взбиралась на любые берега северных морей, не зависимо от наличия песка, грязи, льда и снега. Амфибия приглянулась командованию морского флота. Дальнейшее её совершенствование велось в соответствии с требованиями военных моряков. Машина прошла все запланированные испытания, но, несмотря на выдающиеся характеристики, амфибия так и не стала серийной…
О газовской амфибии можно почитать здесь.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .