Найти тему

БОТТИЧЕЛЛИ или ЛЕОНАРДО

Картина «Портрет молодого человека с медальоном» Сандро Боттичелли была продана за 92,2 миллиона долларов на аукционе в Нью-Йорке 28 января 2021 года.

На портрете изображен молодой человек из влиятельной семьи во Флоренции, судя по богатому наряду. Но кто именно изображен и кто был заказчик не известно. Есть несколько догадок, высказанных учеными, но мы о них говорить сейчас не будем, потому что пойдем своим путем дознания. А заодно и выясним, кто настоящий автор этого шедевра.

Авторство некоторыми специалистами ставилось под вопросом, предполагали, что это создал Франческо Боттичини (фамилии схожие), который тоже учился в мастерской Верроккьо. Так кто же ее написал?

Картина создана примерно в 1480 году, откуда такие данные, которые распространены в интернете, тоже не известно, документов не встречается. Надо отметить, что во времена Боттичелли и Леонардо картины не подписывались. заказчика можно было узнать только по документам через нотариуса, который подтверждал сделку. Если картина есть. а в документах ничего нет, скорее всего это учебная работа, художнику тоже надо тренироваться как и спортсменам, чтобы не только сохранят навыки, но и придумывать новые формы творчества, которое в то время было ремеслом, приносящий доход. Для некоторых художников это был единственный доход. платили не очень большие деньги. Портрет в конце 15 века еще не был так распространен. как позднее уже в 16 веке.

В основном в мастерской Андреа Верроккьо портреты создавались или учебные или заказывались уважаемыми и богатыми вельможами Флоренции, например, Медичи, которые были покровителями многих художников и скульпторов.

"Портрет молодого человека с медальоном Козимо Медичи старшего"
"Портрет молодого человека с медальоном Козимо Медичи старшего"

В 1475 году Боттичелли создает похожий портрет "Мужчины с медальоном Козимо Медичи старшего". Прогрессивность этой работы заключалась в соединении живописи и пастильи - вылепленная из гипса и покрытая золотой краской копия медали, отлитой в честь Козимо Медичи около 1465 года.

Но надо заметить, что Верроккьо тоже создавал (как и Донателло) образ Козимо старшего, и он больше подходит к воссозданному на медальоне.

Козимо Медичи работы Верроккьо
Козимо Медичи работы Верроккьо

А что же это за юноша, который держит медаль? По настоящее время это тоже неизвестно. Вот вам и задача с неизвестными. Разбираемся. По внешним сходствам, исходя из статуи Давида, где моделью был юный Леонардо да Винчи, так же исходя из картины Боттичелли "Святой Себастьян", где в роли Себастьяна тот же Леонардо. Он был для многих художников хорошей моделью, красивая ангельская внешность, стройная фигура, с возрастом он стал походить на Аполлона. Соединяем Давида и Себастьяна, получаем молодого человека с ликом Леонардо да Винчи и руки тоже его.

Статуя "Давид" А.Верроккьо
Статуя "Давид" А.Верроккьо
"Святой Себастьян" С. Боттичелли
"Святой Себастьян" С. Боттичелли

А теперь давайте посмотрим еще на один портрет Сандро Боттичелли, созданный примерно в это же время.

"Джулиано Медичи" С. Боттичелли
"Джулиано Медичи" С. Боттичелли

Скорее всего этот портрет сделан по образу и подобию бюста, созданного опять же Андреа Верроккьо.

Если сравнить два портрета, созданных в одно время. то по качеству выполнения они очень расходятся. И в картине с медальоном Козимо Медичи чувствуется рука Леонардо. Логический ход тоже понятен: на медальоне образ Козимо Медичи созданный именно Верроккьо, держит его мужчина созданный с контура статуи "Давида", тоже созданный Верроккьо. И рука Леонардо здесь абсолютна оправдана. Практически это его автопортрет, вопреки тому, что себя изображать в то время было не принято.

А теперь перейдем к тому портрету, с которого начали.

Сандро Боттичелли уже осенью 1480 года был в Риме, его пригласили создать фрески для Сикстинской капеллы. До поездки он мог быть занят подготовкой картона, это большая работа и ответственная. Пробыл в Риме до февраля 1483 г. Леонардо был во Флоренции. Если рассмотреть внимательно портрет, то мы увидим святого, похожего на Святого Марка Донателло, в котором угадываются черты самого Донателло. На медальоне скорее всего собирательный образ, созданный автором портрета, который высоко оценивает творчество знаменитого скульптора Флоренции.

"Св Марк"  Донателло
"Св Марк" Донателло
Портрет Донателло
Портрет Донателло

Получается, что художник создал образ на основе произведения Донателло и его черт. Так любил делать Леонардо.

А теперь главный неизвестный в нашей задаче. Кто же изображен?

Это молодой человек созданный на основе скульптуры "Давида" Донателло, И если сравнить с лицом самого Донателло, то автор хотел показать его юным и современным. т.е. по моде приближенном к тому времени, когда создавалась картина. Светлый юноша со светлой душой. Возможно, это своеобразная дань уважения знаменитому скульптуру, работами которого восхищались все. А художники и скульпторы частенько его работы копировали. Леонардо в том числе.

Есть еще одна картина, с которой хочется сравнить молодого человека из нашей истории. Картина "Крещение Христа", где Леонардо создал ангела, после которого Верроккьо отказался от написания картин (по версии биографа Вазари).

"Крещение Христа" А. Верроккьо
"Крещение Христа" А. Верроккьо

Ангел, что слева с длинными волосами создал только начинающий художник Леонардо да Винчи. Уже здесь в практически первой работе он показал свой талант создавать объемные фигуры, очень сочные краски и с особенным эмоциональным наполнением.

-10
"Давид" бронзовый Донателло
"Давид" бронзовый Донателло

Вот вам и ответы на задачу. Неизвестными оказались достаточно известные люди и их создания: Андреа Верроккьо + "Давид", Донателло+ Давид.

Леонардо использовал всех "Давидов" для создания своих собственных героев, ему необходимо было чувствовать объем и игру света и тени, тогда работы получались глубокими, для копирования использовалось стекло. чуть позже камера обскура, а еще дальше. уже в начале 16 века Леонардо усовершенствовал камеру обскура. используя линзу и зеркало, чтобы получать прообраз фотографического изображения.

Леонардо да Винчи в первую очередь был ученым естествоиспытателем, а в последнюю очередь художник (так он расставил приоритетные свои умения в письме к Людовико Сфорца). Также Леонардо был еще и скульптором, вопреки мнению, что он не любил этот вид деятельности, поэтому и нет почти его работ. Они есть и скоро мир удивиться, какие именно работы принадлежат Леонардо, с ним может сравниться любой древнегреческий ваятель. Сам Леонардо в своем трактате о живописи упоминал, что он сделал столько же скульптур, сколько и живописных полотен. Я верю Леонардо. А образ молодого человека, писанный с образа "Давида" Донателло стал единым шаблоном эталоном для будущих портретов и Леонардо и его последователей, в том числе и "Джоконда". Также этот образ использовал в своих работах и Микеланджело, например, Тондо Питти.

Тондо Питти Микеланджело
Тондо Питти Микеланджело
Рисунок Рафаэля
Рисунок Рафаэля
благодаря этому контуру, созданного Леонардо на основе известных произведений, и получился образ не только Моны Лизы. но и других портретов, с этого и началось в живописи портретирование, как отдельная история.
благодаря этому контуру, созданного Леонардо на основе известных произведений, и получился образ не только Моны Лизы. но и других портретов, с этого и началось в живописи портретирование, как отдельная история.

Ответ на вопрос кто изображен мы нашли. Кто это создал? Решать каждому индивидуально. Кто верит буквам, которые переписываются из года в год, из столетия в столетие, то будет трудно признать то, что явно. Так рисовать мог в то время только Леонардо, в силу своих природных данных и силе своего познания. Я у многих спрашивала. кто что знает о жизни и творчестве да Винчи. Единицы. И то путают даты... людей... время... города..даже дату смерти точно не могут установить. В этом и проявляется гений Леонардо.. Он умел мыслить перспективно не только в живописи, но и в жизни и этому учил своих учеников, партнеров и нас, тех, кто в будущем будет изучать его жизнь и работы. По материалам и опросам. я могу заявить с полной ответственностью...МЫ НЕ ЗНАЕМ ЛЕОНАРДО! Его надо заново открывать, начиная с рождения.

Возрождение необходимо не только Леонардо да Винчи. но и всем нам.

А тем, кто приобрел картину "Молодого человека с медальоном" просто повезло, они нашли одну из ранних картин самого Леонардо да Винчи. в силу жизненных обстоятельств, после суда. ему приходилось работать под руководством других мастеров, перенимая их стиль, но он делал лучше.

Обратите внимание на работы того же Боттичелли до отъезда Леонардо в Милан 1482 год.. и после.. потерялось изящество и четкость линий с уже намечающимся легким СФУМАТО. Потерялась "игра".

Если кто то хочет поспорить, пожалуйста, вы будете спорить с самим Леонардо....

В следующей статье расскажу о другой картине Боттичелли, где Леонардо создал образы и тоже с работ Донателло. Он еще любил создавать своих героев с Венеры, об этом знали все его друзья, которые мило называли Леонардо Апел (сокращенное от Апеллес, древнеримского художника, поклонником которого и был да Винчи)

Автор проекта "Возрождение Леонардо" - режиссер, продюсер

Ольга Беленькая

я тоже имею леонардовскую улыбку, может это подарок от гения?..)
я тоже имею леонардовскую улыбку, может это подарок от гения?..)

Впереди нас ждет еще очень много открытий!