Достоевский – один из немногих авторов, что подлинно заглянул в сокровенное. Многие до него и после обычно принимали желаемое за действительное. Читатели и исследователи склонны награждать своих кумиров титулом «срывателя покровов». Если смотреть на дело трезво и без всякой предрасположенности, то список литераторов-пророков, проводников некой надчеловеческой истины, окажется чрезвычайно коротким. Достоевский – один из них. Он не только предчувствовал, но прикоснулся и заглянул так глубоко, что его тексты можно перечитывать бесконечно. Итак, в третий раз сажусь за «Преступление и наказание».
Постараюсь сразу и о важном, не повторяя того, что всем известно. Когда написан роман, как и так далее. Единственное, на чем хотелось бы остановиться: в своей статье о романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» я высказал предположение, что, несмотря на очевидное следование «Преступления и наказания» за вышеназванным романом, я думаю, что именно Крестовский подражал Достоевскому, а не наоборот (что на самом деле логичнее). Я постеснялся и побоялся обвинить Федора Михайловича в заимствовании. Зря! А. Б. Криницын в «Сюжетологии романов Ф. М. Достоевского» прямо указывает на этот факт. Я подчеркну, что это не обвинение в плагиате. Авантюрной своей частью роман «Преступление и наказание» обязан (в некотором роде) роману Крестовского «Петербургские трущобы». Здесь именно факт заимствования формы - роман как бульварное чтиво.
Итак, что же такое «Преступление и наказание» при третьем прочтении? В первый раз я удивлялся гнетущему настроению романа и его жестокости. Во второй раз подумал о том, что это самый слабый роман «великого пятикнижия» и попытался объяснить его, исключая «психологию», через одни только социальные и финансовые предпосылки (среда заела, денег нет). Сейчас я разглядел в романе духовную брань человека со злом. Думается, это надолго предопределит мое будущее понимание Достоевского.
***
Жил-да-был студент Раскольников. Нелюдимый, сегодняшний интроверт так сказать, но при этом славный малый. Добрая душа, склонная к жертвенности и подвигу. Помогал однокурснику (содержал; отца после смерти оного не оставил), горящих детей вынес из дома (ожоги имеются). Одним словом, исключительно положительный персонаж. Но ведь так не бывает. Как и каждый из нас, Раскольников наделен личными недостатками и склонностями к определенному злу. Например, он горд и тщеславен. Что ж, именно здесь выходит на сцену очень важный персонаж романа, который скрывается от взгляда читателя, но при этом и есть основная его движущая сила. Странно, что никто его не замечает (я по крайней мере на подобное не натыкался). Этот персонаж то тут, то там упоминаемый как «кто-то», как некая побудительная сила «вдруг», «как будто» - дьявол.
У, загнул… Вовсе нет. Роман написан человеком верующим, православным христианином. Здесь на гипертрофированном примере показывается, как зло входит в человеческую душу и к чему это приводит. Давайте поэтапно.
Прилог. Этим термином Святые Отцы называют всякий помысел, направленный от Бога. Читай, к греху. Избавиться от них, от помыслов, невозможно, так как это означало бы полную остановку внутреннего диалога, изоляцию с окружающим миром, растворение разума. Христианство – это религия личной ответственности и никакое растворение в чем бы то ни было для христианина невозможно. Помыслы приходят. Иногда, как закономерный симптом нашей душевной болезни, а иногда как прямое искушение врага. Например, помысел об убийстве старухи приходит к Раскольникову «случайно» - он подслушивает разговор в кабаке. Он беден и расстроен. Зерно падает на добрую землю. Помысел приходит извне, навеянный таким же студентом. Дьявол использует другого человека, как проводника соблазнов. В романе особо указывается на мистическое значение этой сцены.
Сочетание. Помысел не отсечен. Раскольников не уклонился, но зацепился. Его внимание притягивается к мысли об убийстве. Внутренний диалог, разговор с помыслом тесно связан и ведет на следующую ступень, которая именуется «сосложением». Именно здесь человек, в нашем случае главный герой – Раскольников, полностью принимает и соглашается с помыслом. В романе эти стадии четко не разграничены, потому и я их слегка смешиваю. Достоевский не разделяет в тексте внутренний диалог и «пробу». Это происходит одновременно: репетируя, Раскольников уговаривает себя и оправдывает убийство. Именно для этого и была измысленна некая идея – это происходит на стадии сочетания (недели одиночества и раздумий, написание статьи в журнал). Мы этого не видим, а застаем героя в стадии сосложения и пленения (о чем чуть дальше), когда он уже делает свои пробы. Возможно, Раскольников считал, что репетиция убийства отвратит его от самого убийства; как еще раньше он пытался от него отвлечься, с головой уйдя в разработку своей идеи. Здесь-то и кроется дьявольский обман – договориться со злом невозможно. Я вижу в идее Раскольникова, в его пробах попытку договориться с совестью – он стремится отсрочить убийство.
Пленение. Роман охватывает небольшой временной промежуток, но нам явно дается понять – Раскольников очень давно и плотно увлечен мыслью об убийстве старухи. В свете вышенаписанного, мы можем сказать, что он слишком долго сочетал и сослагал в себе помысел. Действительно, Раскольников до убийства ни о чем другом и думать не может. Он бросает учебу, уходит от людей в свой угол. Если до этого момента еще можно было самостоятельно порвать с греховным помыслом, то сейчас это практически невозможно. Что мы и наблюдаем на примере Раскольникова, который бродит по городу, думает об одном и том же, «случайно» оказывается там, где нужно злу; действует «на автомате».
В основном, все вышеописанные ступени в бездну мы можем вычленить уже постфактум, после произошедшего убийства. Раскольникова мы застаем в переходном состоянии, которое из сослагания/пленения перерастает в страсть. Воля парализуется, нечто толкает человека к действию. Именно это мы наблюдаем в сцене убийства и в некоторых предварительных событиях.
***
Уже вовсе и не смешны упоминания дьявола, ведь так? Вот откуда эта бессознательная жуть у читателей. Здесь не одни мрачные эпитеты да желтый цвет. На каждой из ступеней, ведущих Раскольникова в бездну мы чувствуем некое присутствие. Кто-то ему «помогает». Подталкивает все ближе и ближе к погибели, оказывая ему услугу за услугой. Случайно, конечно же. В очередной раз обращаю ваше внимание на все эти «кто-то», «вдруг», «как будто» и так далее. Помимо этого, Достоевский и сам выделяет эту мистику – в тексте огромное количество прямых указаний на подлинного виновника происходящих событий.
Самое интересное, что при подробном описании того, как грех входит к человеку, момент прощения не описан вовсе. Мы читаем о помысле и о преступлении, к которому он привел, мы видим наказание: и за наказание я почитаю не каторгу, в которую отправляется Раскольников, а само зло, его последствия. Раскольников обманут, он чувствует свое раздвоение – грех сильно его искорежил. Даже после того, как дьявол сделал свое дело, остается зияющая и ноющая душевная рана. События и людей, их поступки и разговоры Раскольников воспринимает уже искореженным существом. Однако, не все погибло. В этом проявляется наказание и здесь же зарыт ключ к пониманию говорящей фамилии главного героя. Некая оставшаяся чистота души взывает к раскаянию. Это больно, рана нарывает. И враг не думает отступать – Раскольников как минимум еще раз подумает об убийстве. Мы наблюдаем расколотую грехом душу. Зараженная ткань против здоровой.
«Преступление и наказание» наиболее полно способно раскрыть метод Достоевского как писателя. Он гиперболизирует персонажей, их характеры и поступки, события. Все кристаллизируется. Даже грех гиперболизируется. По сути, вместо убийства могло быть все что угодно. Однако, настолько сильный воспитательный эффект возможен только при демонстрации всей возможной бездны человеческого падения. «Преступление и наказание» - это адаптация творений Отцов Церкви о грехе для обывателя.
У всех на виду трактовка романа в контексте евангельской притчи о воскрешении четверодневного Лазаря. Кажется, у меня получилось несколько это расширить. Мы находим еще один уровень сюжета, еще одну новую глубину. Раскольников должен был погибнуть, чтобы продемонстрировать Силу и Славу Божью. Наказание и раскаяние мы видим. Видим и Того, кто воскресил Раскольникова от погибели. Но величайшая тайна состоит в том, что мы никогда не узнаем того, что же именно произошло в пещере-гробе Лазаря (в его душе) и в душе прощенного Раскольникова (в его углу-гробе). Возможно ли описать этот миг прямого взаимодействия человека и Бога? Евангелисты об этом молчат, Достоевский молчит. То Тайна Божия.
Контакты:
Ютуб – разговорный жанр; обо всем, чему не нашлось места в остальных соц. сетях.
Яндекс.Дзен – сухая выжимка, только статьи.
Инстаграм – татуировка и ей сопутствующее; личная жизнь и быт.
Телеграм – агрегатор всех соц. сетей.
Поддержать поступком:
Вы всегда можете подписаться на уведомления сообщества, рассылку материалов или выразить поддержку материально.
Яндекс.Деньги — 4100 1703 6817 712
QIWI — +7 977 340 65 97