На улице у фонарного столба образовался людской затор, прохожие сгрудились вокруг цыгана, вертящего напёрстки. За спиной у него два дюжих парня в кожанках и спортивных штанах, словно сошедшие с фильма о лихих девяностых. Цыган ловко двигает напёрстки по фанерному столику, то и дело показывает зевакам ярко-синий шарик и тут же прячет.
Рядом табличка: три раза угадаешь, где шар получишь тысячу рублей! Позади неё пузатая трёхлитровая банка, полная зелёных и красных купюр. У столика сгорбился щуплый мужичок неопределённого возраста, в поношенном пальто и несуразных очках в роговой оправе. Ветер треплет жиденькие волосы на макушке, топорщит хохолком.
По лицу мужичка ручьями бежит пот, глаза дёргаются, стараясь уследить за движениями цыгана. Я подошёл и встал сбоку, с любопытством смотря на виртуозную работу представителя второй по древности профессии, а то и первой. Напёрстки под руками цыгана кажутся живыми, то и дело сливаются и прячутся за пальцами и друг другом.
— Ну что, дарагой, рискнёшь ещё раз? В этот точно получится!
— Меня жена прибьёт... — Пробормотал мужичок, не спуская глаз с напёрстка. — Половину получки уже профукал.
— Ну что ты так? Ты же мужчина! Да и вдруг отыграешься, всю банку заберёшь. Удача она такая, переменчивая! А знаешь, что, давай увеличим ставки? Единственный шанс, ставь пять тысяч, а я всю банку! Играем до трёх раз!
Мужичок закусил губу, оглянулся на толпу, словно ища поддержки. Провёл ладонью по волосам и залихватски махнул.
— А хег с ним... чем чёрт не шутит?
На стол легла помятая красная купюра и сразу исчезла в руках цыгана.
— Вот, мужской поступок, дорогой! Ну теперь смотри внимательно, ничего не упусти!
Мошенник опрокинул напёрстки, продемонстрировав собравшимся синий шарик под центральным. Нарочито медленно вернул на место и начал перемешивать, ускоряясь и выкручивая колпачками немыслимые геометрические фигуры.
Мужичок согнулся, вглядываясь в каждое движение на столе, капли пота превратились в ручьи. Волосы слиплись, а руки, сцепленные в замок у груди, мелко трясутся.
Напёрстки остановились.
Бедняга шумно сглотнул и указал на крайний слева.
— Вот здесь...
Цыган покорно поднял колпачок и по столу покатился синий шарик. Толпа ахнула, подалась ближе.
— Смотри-ка, хороший знак! Вдруг и правда оставишь меня с носом? — Сказал цыган, фальшиво улыбаясь и глядя на игрока, как змея на мышь.
Напёрстки замелькали с удвоенной скоростью, ещё немного и фанера задымится. Стоило им замереть, мужичок уверенно ткнул пальцем в центральный.
— Здесь!
Цыган поднял, пусто.
— Эх... ничего страшного, теперь шансы равны. У тебя две попытки и у меня две. Всё честно! Погнали!
Третья попытка предсказуемо «удачная». Мужичок просиял и тут же потух, четвёртую не угадал. Остался последний, призрачный шанс на джекпот из стеклянной банки. Цыган изобразил на лице напряжение, для убедительности поджал губы и сдвинул брови. Однако напёрстками двигал куда медленнее, словно устал от непосильного труда. Когда остановился, жертва долго водила рукой над ними, закусив губы и каждый раз отдёргиваясь, словно напёрстки раскалены.
Наконец палец лёг на центральный, и мужичок напряжённо проблеял:
— Здесь.
С тем же успехом он мог выбрать любой другой, я видел, как цыган тайком смахнул шарик.
— Вах... ну, ты был близок. Приходи ещё, может, в следующий раз удача будет на твоей стороне.
На мужичка больно смотреть, губы трясутся, на глазах закипают слёзы. Никакого мужского достоинства, просто человек, разбитый жизнью, доверчивый, а может и не слишком умный. Хотя по мне доверчивость и глупость всегда рука об руку ходят. Однако разве он заслужил такую участь?
Я вышел вперёд, положил ему ладонь на плечо и сказал, глядя цыгану в глаза:
— Пусть сыграет ещё, я заплачу, удача и правда прошла по самому краешку.
Мужичок дёрнулся, испуганно глянула на меня. Попытался освободиться, но я стиснул пальцы и подвинул ближе к столу. Достал из бумажника три красные бумажки по пять тысяч, протянул цыгану.
— Играем также, коли победит, то забирает банку, а я свои деньги. Идёт?
— А чего нет? — Ответил шарлатан, не веря собственному счастью. Два таких простофили подряд, да это же счастье! — Я завсегда рад хорошей игре!
Цыган даже сценарий менять не стал, только с каждым раундом улыбка становится шире, а движения дёргаными. Мужичок трясётся всем телом, испуганно поглядывает на меня. К финалу я начал побаиваться, что его хватит удар. Цыган замешал напёрстки тайком скинув шарик со столика и спрятав в ладони. Выровнял колпачки и замер, широко улыбаясь и сложив руки на груди.
— Ай, какая хорошая игра вышла. Давай выбирай, вдруг и правда озолотишься?
Мужичок побледнел, поглядел на меня и потянулся к среднему колпачку, постучал пальцем по верхушке. Цыган послушно поднял.
— Ах, какая неза...
— Я победил! — Закричал мужичок, заливаясь слезами.
Рухнул на колени от переизбытка чувств, подскочил и обнял меня, тараторя благодарности. Цыган выпучил глаза, глядя на синий шарик, выкатившийся из-под напёрстка. Глянул в ладонь, на лбу выступила испарина. Братки за спиной насупились, подались вперёд, стараясь закрыть собой банку, от потянувшегося мужичка.
Я поднял руку и щёлкнул пальцами. Бугаи застыли, выпучивая глаза, как глубоководные рыбы. У ближайшего из штанины выкатился синий шарик, размером с яйцо, покатился асфальту и затерялся среди галдящей толпы. За ним ещё один и ещё один. Бугаи вместе с цыганом скорчились, схватились за животы и посеменили прочь, бледнея и покрываясь холодным потом.
За ними по улице остаются крупные синие шарики, а если прислушаться, то через галдёж толпы и радостные крики мужичка, пробивается тихое айканье и стоны.
Поддержать творчество и спасти автор от голодной смерти:
Сбербанк: 5336 6901 6545 6536 (Александр Шавкунов)
Тинькофф Банк: 5536 9138 6842 8034
Яндекс. Деньги/Юmoney: 4048 4150 1190 8106
Qiwi-Карта: 4693 9575 5981 6777 (ALEXANDR SHAVKUNOV)