Один маленький мальчик упал с горки. Ему было обидно и больно, ему хотелось реветь и он искал поддержку у своей мамы. Но мама сказала, что плакать нельзя, потому что он - будущий мужчина, а мужчины не плачут. Что никто не плачет, даже совсем маленькие девочки, а он «рассопливился» тут...«Фу-фу-фу», - сказала мама.
Если бы мама знала, что именно в эту минуту она дает своему трехлетнему сыну родительский запрет на проживание и выражение своих чувств и проявление слабости, она была бы осторожнее в своих словах.
Когда мальчику исполнится десять, и его начнёт донимать задира-одноклассник - он не расскажет об этом маме, он будет это скрывать. Потому что согласно установке, полученной там, на горке, быть слабым, беспомощным и уязвимым - стыдно, а на мамину поддержку он расчитывать не должен. А когда ему исполнится двенадцать, мама случайно узнает про серьёзные проблемы сына от третьих лиц. А в его тринадцать ей начнёт казаться, что она совсем не знает своего ребёнка. Злого, безжалостного и … равнодушного к себе и другим.
Мальчик, получивший когда-то установку от самого родного для себя человека на «невыражение» своих истинных эмоций и выбравшего для себя «быть сильным» в любой ситуации, вырастет в эмоционально закрытого подростка, отталкивающего своей отстранённостью и бесчувственностью даже самых близких ему людей.
И вокруг будут недоумевать: отчего так получилось?
Если ваш ребёнок спешит к вам со своей болью, жалобой или обидой на весь мир, не говорите ему, что плакать - это некрасиво, выражать досаду - нехорошо, а чувствовать слабость и беспомощность - неуместно. Вместо этого просто скажите, что вы видите, что ему больно, обидно, неприятно и зло, но вы рядом, а все это обязательно пройдёт. Обнимите своего ребенка и контейнируйте то, что он вам принес, трансформировав его чувства в правильные слова и поддержку.
И придет время, когда вы себя за это обязательно поблагодарите...
Ольга Караванова
Клинический психолог