Все у большего числа родителей создается ощущение, что школа отвлекает от реальных проблем, с которыми большинству детей придется столкнуться в реальной жизни. Да еще как столкнуться! Ударившись о непроходимую большинством зарплату 20-40 т. р.!
- "Почему же большинству, а не всем?",- спросите вы.
- "За исключением особо талантливых, которые займут забронированные для них "теплые места". Но таких не очень много, потому что "Газпром" не резиновый ... Можно пренебречь в разговоре о массовой школе.
Остальным придется столкнуться и удариться. Независимо от того, согласятся ли они в 7 классе
- с утверждением учебника алгебры о равенстве 0.(9) = 1,
- с утверждениями учебников геометрии о (не)вхождении крайних точек отрезка в сам отрезок.
Если кто-нибудь не объяснит детям, что это - не математика, а математическая схоластика.
Эта статья - постскриптум к статье о математике "второй свежести".
Прежде, чем чихнуть - хорошенько подумай!
Зачем нужна школа?
Дурацкий вопрос, согласитесь. Но требующий умного ответа.
Дурацкий он для тех, кто в школе не научился думать.
Жизнь коротка, ресурсы времени и сил ограничены. Этого достаточно, чтобы любой чих рассматривать с точки зрения полезности. А чих, длящийся 11 лет (плюс пару-тройку лет "подготовки"), - около 1/5 отпущенного человеку времени, и дурак обязан обдумать хорошенько.
- "Это где-то применимо?"
- Если ответ "Да" - смотрим дальше,
- Если "Нет" - отправляем "в сад".
В той статье я привел пример, иллюстрирующий бесполезность курса нынешней школьной математики для решении человеческих проблем. А обсуждение в комментариях позволило оценить процент понимающих.
Он не очень большой. Но и не такой маленький.
Не только бесполезна
Навскидку скажу, что процентов 80 "знаний", которые "дает" сегодняшняя школа бесполезны. С учетом ограниченности ресурсов они просто вредны для будущей жизни большинства выпускников школ.
Вредны не только потому, что неприменимы, но и потому, что вытесняют, замещают полезные вещи, которые могли бы пригодиться в реальной экономике.
- Вытесняют, не оставляя времени.
- Замещают, занимая пространство мозгов, которое не бесконечно.
Например, такую абсолютно полезную "вещь", как способность читать и понимать прочитанное. Я многократно писал, объясняя, ссылался на авторитетные источники, включая высказывания Министра просвещения О.Васильевой о "эпидемии функциональной безграмотности", неспособности понимать тексты. Ни напечатанные, ни услышанные.
Сколько в реальной экономике может стоить труд человека, не понимающего прочитанное, не умеющего поэтому, ни нормально общаться с другими, ни находить необходимую информацию?
Как ему в реальной экономике поможет нахождение суммы бесконечного ряда, если он и с обыкновенными дробями путается?
Кстати ...
Вы обратили внимание, что выше я привел обыкновенную дробь 1/5, а не написал 20%?
Догадаетесь, почему? :)
"Это им пригодится в институте"
Возможно, "Знание" о (не)включении конечных точек в отрезок прямой "где-нибудь" и "потом" человеку пригодится.
Интересно, где?
Стопроцентно - не в школьном курсе геометрии. И стопроцентно - не в курсе математики хорошего технического ВУЗа. Возможно, вычисляя суммы сходящихся рядов, мы получим на бумаге равенство 0.(9) = 1. Но будет ли это значением реальной величины?
Если да, то какой именно?
Где мы сможем это применить?
"Не от мира сего"
Иногда я слышу от "экспертов", что математика вообще не из "мира вещей".
Возможно.
В том же смысле, как "не из мира вещей" русский язык.
Но именно поэтому математика - в особенности математика - обязана быть архиполезной. А все, что сверх практически полезного - немедленно "в сад". Без возможности подачи апелляции. А возвращение - исключительно после длительного согласования с Практикой.
Русский язык, отрываясь от "мира вещей", также превращается в нечто странное и сомнительно-полезное. Например, в речи политиков.
Потом и поговорим
Людям, число которых полтора миллиона, которых ежегодно выплёскивают из школ в реальную жизнь, совершенно не до загадок Сфинкса или шарад Петерсон.
Им бы что покушать и где пожить.
Но, возможно, такая математика нужна тем, кто отправится разрабатывать недры атомного ядра? Например, в Дубну, на ускоритель?
Я вас умоляю ...
Ни один современный компьютер не способен работать с бесконечными дробями. А когда научится, будет делать это бесконечно долго :) Физика имеет дело с реальным миром и ей нужна реальная математика.
Возможно, это принесет пользу тем, кто отправится разрабатывать новые области самой математики?
А вот это может быть.
То есть вы утверждаете, что в массовой школе это затеяли для блага одной сотой доли процента, половина которых уже сейчас знает, что будет работать "там"?
Практическая полезность - главный принцип как здравого смысла, так и науки. Остальное наука сразу отправляет "в сад", ибо не занимается схоластической истиной. Истиной занимается церковь или современная школа. Обе, насколько я понимаю, безуспешно.
А что делать? И как?
Я просто хотел обратить внимание. Некоторым людям нужно просто взглянуть с правильной стороны.
А что делать?
Фильтровать "знания". Освобождать место от шелухи, не загромождать крайне энергоемкое пространство мозга, резервировать его под более практичные вещи.
Как?
Тут несколько вариантов. Все сводятся к "забить" на то, что бесполезно, а высвободившиеся ресурсы направить на то, что полезно.
Сделать это можно по-разному.
От буквального "забивания" на школьное "мусорное" знание, приняв "плохие оценки" сейчас как психологическую плату за лучшие шансы в реальной жизни потом.
До домашнего обучения в разных вариантах. Учить вообще по-другому. Тогда на определенном этапе можно при желании рассказать созревшему человеку и про "фокусы-покусы", объяснив, что они есть на самом деле.
Без "зависания" на непонимании, которое критично.
Школьное непонимание разгоняет участника экономического процесса до критической скорости соударения с барьером 20 - 40 т.р. В месяц.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
- Давно хотел написать что-нибудь хорошее о моих учителях ... "Мой учитель физкультуры"