Найти тему

Почему школа не только полезна, но и вредна?

Оглавление

Все у большего числа родителей создается ощущение, что школа отвлекает от реальных проблем, с которыми большинству детей придется столкнуться в реальной жизни. Да еще как столкнуться! Ударившись о непроходимую большинством зарплату 20-40 т. р.!

- "Почему же большинству, а не всем?",- спросите вы.

- "За исключением особо талантливых, которые займут забронированные для них "теплые места". Но таких не очень много, потому что "Газпром" не резиновый ... Можно пренебречь в разговоре о массовой школе.

Остальным придется столкнуться и удариться. Независимо от того, согласятся ли они в 7 классе

  • с утверждением учебника алгебры о равенстве 0.(9) = 1,
  • с утверждениями учебников геометрии о (не)вхождении крайних точек отрезка в сам отрезок.

Если кто-нибудь не объяснит детям, что это - не математика, а математическая схоластика.

Эта статья - постскриптум к статье о математике "второй свежести".

Прежде, чем чихнуть - хорошенько подумай!

Зачем нужна школа?

Дурацкий вопрос, согласитесь. Но требующий умного ответа.

Дурацкий он для тех, кто в школе не научился думать.

Жизнь коротка, ресурсы времени и сил ограничены. Этого достаточно, чтобы любой чих рассматривать с точки зрения полезности. А чих, длящийся 11 лет (плюс пару-тройку лет "подготовки"), - около 1/5 отпущенного человеку времени, и дурак обязан обдумать хорошенько.

- "Это где-то применимо?"

  • Если ответ "Да" - смотрим дальше,
  • Если "Нет" - отправляем "в сад".

В той статье я привел пример, иллюстрирующий бесполезность курса нынешней школьной математики для решении человеческих проблем. А обсуждение в комментариях позволило оценить процент понимающих.

Он не очень большой. Но и не такой маленький.

Снеговик похож на человека. Его забавно слепить в час досуга. Но вряд ли практично отдавать этому занятию 11 лет по 7 часов в день.
Снеговик похож на человека. Его забавно слепить в час досуга. Но вряд ли практично отдавать этому занятию 11 лет по 7 часов в день.

Не только бесполезна

Навскидку скажу, что процентов 80 "знаний", которые "дает" сегодняшняя школа бесполезны. С учетом ограниченности ресурсов они просто вредны для будущей жизни большинства выпускников школ.

Вредны не только потому, что неприменимы, но и потому, что вытесняют, замещают полезные вещи, которые могли бы пригодиться в реальной экономике.

  • Вытесняют, не оставляя времени.
  • Замещают, занимая пространство мозгов, которое не бесконечно.

Например, такую абсолютно полезную "вещь", как способность читать и понимать прочитанное. Я многократно писал, объясняя, ссылался на авторитетные источники, включая высказывания Министра просвещения О.Васильевой о "эпидемии функциональной безграмотности", неспособности понимать тексты. Ни напечатанные, ни услышанные.

Сколько в реальной экономике может стоить труд человека, не понимающего прочитанное, не умеющего поэтому, ни нормально общаться с другими, ни находить необходимую информацию?
Как ему в реальной экономике поможет нахождение суммы бесконечного ряда, если он и с обыкновенными дробями путается?

Кстати ...

Вы обратили внимание, что выше я привел обыкновенную дробь 1/5, а не написал 20%?

Догадаетесь, почему? :)

"Это им пригодится в институте"

Возможно, "Знание" о (не)включении конечных точек в отрезок прямой "где-нибудь" и "потом" человеку пригодится.

Интересно, где?

Стопроцентно - не в школьном курсе геометрии. И стопроцентно - не в курсе математики хорошего технического ВУЗа. Возможно, вычисляя суммы сходящихся рядов, мы получим на бумаге равенство 0.(9) = 1. Но будет ли это значением реальной величины?

Если да, то какой именно?

Где мы сможем это применить?

"Не от мира сего"

Иногда я слышу от "экспертов", что математика вообще не из "мира вещей".
Возможно.
В том же смысле, как "не из мира вещей" русский язык.

Но именно поэтому математика - в особенности математика - обязана быть архиполезной. А все, что сверх практически полезного - немедленно "в сад". Без возможности подачи апелляции. А возвращение - исключительно после длительного согласования с Практикой.

Русский язык, отрываясь от "мира вещей", также превращается в нечто странное и сомнительно-полезное. Например, в речи политиков.

Потом и поговорим

Людям, число которых полтора миллиона, которых ежегодно выплёскивают из школ в реальную жизнь, совершенно не до загадок Сфинкса или шарад Петерсон.

Им бы что покушать и где пожить.

Но, возможно, такая математика нужна тем, кто отправится разрабатывать недры атомного ядра? Например, в Дубну, на ускоритель?

Я вас умоляю ...

Ни один современный компьютер не способен работать с бесконечными дробями. А когда научится, будет делать это бесконечно долго :) Физика имеет дело с реальным миром и ей нужна реальная математика.

Возможно, это принесет пользу тем, кто отправится разрабатывать новые области самой математики?

А вот это может быть.

То есть вы утверждаете, что в массовой школе это затеяли для блага одной сотой доли процента, половина которых уже сейчас знает, что будет работать "там"?

Практическая полезность - главный принцип как здравого смысла, так и науки. Остальное наука сразу отправляет "в сад", ибо не занимается схоластической истиной. Истиной занимается церковь или современная школа. Обе, насколько я понимаю, безуспешно.

А что делать? И как?

Я просто хотел обратить внимание. Некоторым людям нужно просто взглянуть с правильной стороны.

А что делать?

Фильтровать "знания". Освобождать место от шелухи, не загромождать крайне энергоемкое пространство мозга, резервировать его под более практичные вещи.

Как?

Тут несколько вариантов. Все сводятся к "забить" на то, что бесполезно, а высвободившиеся ресурсы направить на то, что полезно.

Сделать это можно по-разному.

От буквального "забивания" на школьное "мусорное" знание, приняв "плохие оценки" сейчас как психологическую плату за лучшие шансы в реальной жизни потом.

До домашнего обучения в разных вариантах. Учить вообще по-другому. Тогда на определенном этапе можно при желании рассказать созревшему человеку и про "фокусы-покусы", объяснив, что они есть на самом деле.

Без "зависания" на непонимании, которое критично.

Школьное непонимание разгоняет участника экономического процесса до критической скорости соударения с барьером 20 - 40 т.р. В месяц.

  • - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - --
  • Давно хотел написать что-нибудь хорошее о моих учителях ... "Мой учитель физкультуры"