Добрый день, уважаемые читатели!
(Ссылка на интерактивную карту находится в конце статьи)
В Одессе ещё с советских времён планировалось строительство метрополитена, но где оно должно было пройти и какие планы на сегодня есть у местной власти?
Одесса стала городом-миллионником в 1974 году. Как известно, в СССР каждому городу-миллионнику полагалась своя собственная сеть метрополитена.
К моменту фактическому открытия метрополитена для пассажиров, города, обычно, имели численность населения ~1.2-1.4 млн. человек. Поэтому такое ранее планирование метрополитена для вновь появившегося города-миллионника было нормой.
Несмотря на более десятилетний статус города-миллионника, проектировать метро начали только в середине 1980-х. Были приглашены специалисты из Киева и Ленинграда из-за схожих геологических и технологических особенностей.
Но в советское время метро не успели начать строить, увы. Помешал общий экономический кризис и развал Союза.
Существует легенда, что генеральный секретарь КПСС К.У. Черненко исключил Одессу вместе с Донецком и Ростовом-на-Дону из списка городов-кандидатов на строительство метро. И велел внести в список Челябинск и Красноярск. Что характерно, ни в одном из этих городов пока нету действующего метрополитена.
В годы независимости Украина смогла достроить начатый ещё при Союзе метрополитен в Днепропетровске (сегодня — Днепр), частично строить метро в Донецке. Но кроме постановления Кабмина Украины о финансировании проектирования и строительства в 2006-2010 годах, больше наработок по Одесскому метрополитену не было.
Тем не менее, планы по строительству метрополитена или лёгкого метрополитена (скоростного трамвая) есть и по сей день, что отражено в генеральном плане города за редакцией 2015 года. Нынешний план практически повторяет запланированное в 80-х годах.
Городские власти хотят найти средства и инвестора для строительства линии скоростного внеуличного транспорта, т.е. классического метрополитена. Либо приступить к строительству лёгкого метрополитена, скоростного трамвая, пример в Волгограде. По той же трассировке, но уже с наземно-эстакадным вариантом и другим размещением станций.
Первая (Малиновско-Суворовская) линия Одесского метрополитена должна пройти из района пос. Котовского, пройти "Пересыпку", и двигаться дальше в сторону центра города и железнодорожного вокзала, где в дальнейшем планируется продлить линию до юго-западных жилых массивов Киевского района и посёлка Таирово. Всего планируется построить 26,2 км путей и 14 станций метро. В советском варианте было 15 станций, ещё одну станцию хотели разместить в центре города на пересечении ул. Троицкая и Ришевальская. (На интерактивной карте вся линия красным цветом, советский план фиолетовым)
Вторая линия метро в Одессе начнётся у Фонвизинской дороги и пойдёт в сторону центра (железнодорожного вокзала) через проспект Шевченко и далее будет двигаться в сторону промышленной зоны на западе города, где планируется строительство нового железнодорожного вокзала. Планируется построить 10,2 км путей и 7(8) станций метро. В предыдущей редакции генерального плана 2007-2010 хотели разместить конечную у Дальницкого шоссе. (На карте синим цветом)
Когда-то велись переговоры о выдаче кредита европейских банков (ЕБРР и ЕИБ) на строительство скоростного трамвая в Одессе, но дальше переговоров дело не пошло.
Так что пока Одесское метро осталось только на бумаге, но будем ждать и надеется на лучшее. Спасибо за прочтение!
Ссылка на интерактивную карту Одесского метрополитена - https://yandex.ru/maps/-/CCUMuDRm9B
P.S. А как Вы думаете, нужен ли в Одессе метрополитен? Или достаточно развивать дороги и наземный общественный транспорт?