Найти тему

Одесский метрополитен - интерактивная карта перспективного развития согласно генеральному плану

Схема перспективного развития Одесского метрополитена согласно генеральному плану 2012 года.
Схема перспективного развития Одесского метрополитена согласно генеральному плану 2012 года.

Добрый день, уважаемые читатели!

(Ссылка на интерактивную карту находится в конце статьи)

В Одессе ещё с советских времён планировалось строительство метрополитена, но где оно должно было пройти и какие планы на сегодня есть у местной власти?

Одесса стала городом-миллионником в 1974 году. Как известно, в СССР каждому городу-миллионнику полагалась своя собственная сеть метрополитена.

К моменту фактическому открытия метрополитена для пассажиров, города, обычно, имели численность населения ~1.2-1.4 млн. человек. Поэтому такое ранее планирование метрополитена для вновь появившегося города-миллионника было нормой.

Несмотря на более десятилетний статус города-миллионника, проектировать метро начали только в середине 1980-х. Были приглашены специалисты из Киева и Ленинграда из-за схожих геологических и технологических особенностей.

Но в советское время метро не успели начать строить, увы. Помешал общий экономический кризис и развал Союза.

Существует легенда, что генеральный секретарь КПСС К.У. Черненко исключил Одессу вместе с Донецком и Ростовом-на-Дону из списка городов-кандидатов на строительство метро. И велел внести в список Челябинск и Красноярск. Что характерно, ни в одном из этих городов пока нету действующего метрополитена.

В годы независимости Украина смогла достроить начатый ещё при Союзе метрополитен в Днепропетровске (сегодня — Днепр), частично строить метро в Донецке. Но кроме постановления Кабмина Украины о финансировании проектирования и строительства в 2006-2010 годах, больше наработок по Одесскому метрополитену не было.

Тем не менее, планы по строительству метрополитена или лёгкого метрополитена (скоростного трамвая) есть и по сей день, что отражено в генеральном плане города за редакцией 2015 года. Нынешний план практически повторяет запланированное в 80-х годах.

Схема городского и внешнего транспорта из генерального плана г. Одессы 2015.
Схема городского и внешнего транспорта из генерального плана г. Одессы 2015.

Городские власти хотят найти средства и инвестора для строительства линии скоростного внеуличного транспорта, т.е. классического метрополитена. Либо приступить к строительству лёгкого метрополитена, скоростного трамвая, пример в Волгограде. По той же трассировке, но уже с наземно-эстакадным вариантом и другим размещением станций.

Первая (Малиновско-Суворовская) линия Одесского метрополитена должна пройти из района пос. Котовского, пройти "Пересыпку", и двигаться дальше в сторону центра города и железнодорожного вокзала, где в дальнейшем планируется продлить линию до юго-западных жилых массивов Киевского района и посёлка Таирово. Всего планируется построить 26,2 км путей и 14 станций метро. В советском варианте было 15 станций, ещё одну станцию хотели разместить в центре города на пересечении ул. Троицкая и Ришевальская. (На интерактивной карте вся линия красным цветом, советский план фиолетовым)

Вторая линия метро в Одессе начнётся у Фонвизинской дороги и пойдёт в сторону центра (железнодорожного вокзала) через проспект Шевченко и далее будет двигаться в сторону промышленной зоны на западе города, где планируется строительство нового железнодорожного вокзала. Планируется построить 10,2 км путей и 7(8) станций метро. В предыдущей редакции генерального плана 2007-2010 хотели разместить конечную у Дальницкого шоссе. (На карте синим цветом)

Схема Одесского метрополитена на основе старого генерального плана 2007-2010 годов.
Схема Одесского метрополитена на основе старого генерального плана 2007-2010 годов.

Когда-то велись переговоры о выдаче кредита европейских банков (ЕБРР и ЕИБ) на строительство скоростного трамвая в Одессе, но дальше переговоров дело не пошло.

Так что пока Одесское метро осталось только на бумаге, но будем ждать и надеется на лучшее. Спасибо за прочтение!

Ссылка на интерактивную карту Одесского метрополитена - https://yandex.ru/maps/-/CCUMuDRm9B

P.S. А как Вы думаете, нужен ли в Одессе метрополитен? Или достаточно развивать дороги и наземный общественный транспорт?