Запрет вина – закон , считающийся с тем,
Кем пьётся, и когда, и много ли, и с кем.
Когда соблюдены все эти оговорки,
Пить – признак мудрости, а не порок совсем.
Омар Хайям
Где-то в глубине веков затерялся тот момент, когда люди поняли и оценили разницу между более приятным для вкусовых рецепторов свежим ягодным соком и менее сладостным перебродившим соком, оказывающим более длительное воздействие на человека. Но поняли. И не где-то в одном месте, а на всей планете. Даже в местах, прочно изолированных от сторонних воздействий. Но везде появлялся избыток сока, везде были кислотные бактерии. И нигде не было холодильников, чтобы хоть на какое-то время сохранить сладкий сок. А у прокисшего было ещё одно достоинство. "Послевкусие" держалось дольше. Приятное такое послевкусие, веселящее. Потому и пили. Говорят: "Веселие Руси - есть пити". Не верьте. Не только Руси. Везде пили. И даже воспевали. То есть и воспивали и воспевали.
Например, Симеон Полоцкий ссылается на авторитет апостола.
Вино хвалити или хулити — не знаю,
Яко в оном и ползу и вред созерцаю.
Полезно силам плоти, но вредныя страсти
Возбуждает силою свойственныя сласти.
Обаче дам суд сицев: добро мало пити,
Тако бо здраво творит, а не весть вредити;
Сей Павел Тимофею здравый совет даше,
Той же совет да хранит достоинство ваше.1678
А Беранже мечется между любовью и выпивкой
Друзья, природою самою
Назначен наслажденьям срок:
Цветы и бабочки — весною,
Зимою — виноградный сок.
Снег тает, сердце пробуждая;
Короче дни — хладеет кровь…
Прощай вино — в начале мая,
А в октябре — прощай любовь!
Хотел бы я вино с любовью
Мешать, чтоб жизнь была полна;
Но, говорят, вредит здоровью
Избыток страсти и вина.
Советам мудрости внимая,
Я рассудил без дальних слов:
Прощай вино — в начале мая,
А в октябре — прощай любовь!
В весенний день моя свобода
Была Жаннетте отдана;
Я ей поддался — и полгода
Меня дурачила она!
Кокетке все припоминая,
Я в сентябре уж был готов…
Прощай вино — в начале мая,
А в октябре — прощай любовь!
Я осенью сказал Адели:
«Прощай, дитя, не помни зла…»
И разошлись мы; но в апреле
Она сама ко мне пришла.
Бутылку тихо опуская,
Я вспомнил смысл ^мудрейших слов:
Прощай вино — в начале мая,
А в октябре — прощай любовь!
Так я дошел бы до могилы…
Но есть волшебница: она
Крепчайший спирт лишает силы
И охмеляет без вина.
Захочет — я могу забыться;
Смешать все дни в календаре:
Весной — бесчувственно напиться
И быть влюбленным в декабре
И не только радостное веселье рождает вино. Оно может компенсировать как раз отсутствие радостного веселья. Помните, у Пушкина в стихотворении "19 октября", написанном в годовщину лицейского выпуска:
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет
Вообще-то, утверждение про истину, вынесенное в заголовок статьи, впервые появляется в "Естественной истории" Плиния Старшего. "In vino veritas, in aqua sanitas", сказано у него, что означает "в вине истина, в воде здоровье". Правда, потомки остановились, дочитав до истины. А зачем читать дальше, если истина уже найдена. Мы ведь обычно мыслим половинками мыслей.
И даже знаменитая "Незнакомка" Блока кончается словами:
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
Я истово верю, что истина действительно в вине. И все великие правы. Но мнение чешского художника Владимира Ренчина наталкивает на некоторые сомнения.
Интересно, на что он намекает?