8-й день похода! 9 мая. Час ночи. Мы собраны, готовы отправляться в путь из нашего приюта Дизель-Хат (4050 м). Вышли на улицу, выстроились цепочкой и не спеша пошли к скалам Пастухова. Наша группа в этот день была одна из первых на склоне горы, только далеко впереди виднелась вереница светлячков из десяти человек. Спустя минут 10-15 мы прошли лагерь нашей второй группы, которая не стала переселяться в приют, а осталась жить в палатках. Пройдя еще метров сто, мы увидели, что и они вышли за нами. Группа шла слаженно, никто не сбивал темп, поэтому я шел с закрытыми глазами, так как хотел спать, лишь на мгновение открывая их каждый 10 секунд. В кошках было идти одно удовольствие, я задавал себе вопрос: почему мы не надевали их во время акклиматизационного выхода к отметке 5000 м. Во время перемещения в кошках я заметил интересную особенность: так как шаги были короткие, то создавалось ощущение, что мы идем не по наклонной поверхности, а по равнине. Первый привал наметили в районе скал Пастухова. За это время нас успела обогнать лишь одна группа и несколько одиночек.
Ночью время для меня летело быстро, так как я был в полусонном состоянии. Второй привал был на отметке 5000 м рядом с ратраком. Было около 5 часов утра, начался рассвет в горах - очень красивое зрелище! Это означало, что можно просыпаться. Привал немного затянулся, так как все начали восторгаться рассветом и изменяющейся цветовой палитрой в небе над горами, что виднелись впереди. Далее нас ждал самый ненавистный участок подъема. Радовало только то, что начало светить солнце, но оно не давало никакого тепла. Вместе с солнцем пришел и сильный ветер, с которым надо было постоянно бороться. В добавок он поднимал мелкие кусочки льда со склона, которые летели с большой скоростью в лицо. Но об этих проблемах я вообще не думал, меня напрягал тот факт, что я начал чувствовать, что ветер как будто продувал теплые бахилы и ботинки, ноги начали немного замерзать. Я бы с удовольствием согрел их слегка увеличив темп, но надо было идти строго цепочкой. К отметке 5100, я огляделся вокруг, уже было достаточно разных групп между 5000-5200 м. В промежуток между пятью и шестью часами ратраки привезли около пяти новых групп. Несколько человек из нашей группы сдались и решили идти вниз. Пока мы шли до косой полки, я несколько раз думал, как можно идти так медленно. В итоге мне разрешили обогнать группу и подождать всех у начала косой полки.
Во время своего ожидания у косой полки я стал болельщиком. Стоял и болел за своих парней, так как видел, что нас обходят уже три группы и что на полке мы можем встать в пробку. К сожалению, так и получилось. Подъем по косой полке был адом, мы шли очень медленно, часто останавливались, так как кто-то впереди тупил. Я начал весь замерзать. Не знаю, сколько по времени мы проходили косую полку, но думаю, что очень долго. Наконец-то впереди было видно седловину (5300 м). Желания идти после седловины вверх уже не было, и я думал, что на седловине скажу, что пойду вниз. Дойдя до маленькой ровной поляны на седловине, был привал.
На седловине был ужасный ветер, который выдувал и уносил с собой снег. Впереди была видна тропа, которая уходила вверх на гору, я понимал, что там еще 300 метров подъема. Инструктор сказал, что кто пойдет до вершины, тот может оставить свой рюкзак на седловине, а на обратном пути забрать. Я подумал: круто. Снял рюкзак, положил его в общую кучу и пошел наверх. С седловины на вершину вела тропа с перилами. Я вообще не понял, зачем они. Ладно, если каким-то образом свалиться с тропы, то можно было хорошо улететь вниз, но для этого надо было очень хорошо постараться. По технике безопасности мы должны были использовать перила, но это было очень неудобно, так как они низкие, где-то на высоте колен, если не ниже, перестегиваться приходилось часто. С седловины подъем получился быстрый, и мы как-то незаметно вышли на финишную прямую!
Вершина Эльбруса плоская, так как это бывший вулкан. Поэтому последние несколько сотен метров надо пройти по плато, а в самом конце подняться в маленькую горку. Инструктор Леха, убедившись, что все прошли перила, двинулся вперед к вершине. По плато после всех часов подъема идти было очень легко. Леха уже ждал нас на вершине. Добравшись до нее, он меня поздравил с восхождением на самую высокую точку Европы в 5642 метра. С высоты открывался потрясающий вид на горы!
Всей группой поздравили друг друга с успешным восхождением, вместе порадовались, поделились впечатлениями, сделали пару фотографий. Во время фотосессии, когда я был фотографом, у меня ветром сорвало мою любимую перчатку. Она улетела всего на 5-10 метров от вершины, но там могли быть трещины, поэтому пришлось её оставить. Проведя на вершине около 5-10 минут, пришло время освобождать место другим группам и отправляться вниз.
Вновь побрели к перилам, встегнулись и пошли вниз. Дойдя до седловины, откапали из снега наши рюкзаки. Леха сказал, что можно каждому в своем темпе спускаться вниз. Мы легким шагом отправились в путь. Леха сразу заставил нас взять себя в руки и сказал нам, что надо идти в темпе, а не как черепахи. В итоге я взял очень быстрый темп и убежал от всех. Стоит сказать, что за время спуска от вершины до косой полки из-за низкой температуры около -30 градусов и сильного ветра, бафф, который я носил вместо балаклавы, несколько раз примерзал к бороде, приходилось его отрывать от нее.
Пробежав косую полку и оказавшись в 150 метрах выше ратрака, но не видя его, я оглянулся, чтобы посмотреть, где идут другие, но никого не увидел. Немного поразмыслив и убедившись, что я иду правильной дорогой, пошел дальше вниз. К этому моменту ветер стих, солнце начало хорошо греть, но раздеваться, снимать кошки и теплые бахилы было лень. Дойдя до ратрака на 5000 м, я увидел, как в метрах 50 от меня стоит мужик со снегоходом и забрасывает его мотор снегом (у многих снегоходы перегревались после подъема туристов от приютов до 5000 м). Я задумался, а не взять ли мне снегоход и не спуститься ли мне на нем. Но решил идти вниз сам. Через несколько минут меня обогнали на снегоходах двое из нашей группы, потом еще несколько человек. Тем временем я уже сбросил много высоты, весь взмок, поэтому решил у первого попавшегося снегоходчика поинтересоваться ценой моего спуска до приюта. Меня готовы были закинуть за 2000 рублей, я подумал, что это много и гордо пошел дальше вниз. Через минут 5-10 тот же снегоходчик подъехал ко мне со своим маленьким сыном (он его забирал откуда-то сверху), сказал, что готов за 1000 рублей меня довезти. Цена мне эта нравилась, но я был в сомнениях, ведь я уже много прошел, приют вдалеке вижу, может осталось совсем немного, а меня тут на тысячу разводят. В итоге согласился и не прогадал, так как ехали мы до Дизель-Хат прилично.
Добравшись до приюта, открыв дверь, все мне стали аплодировать и поздравлять. Скоро пришли и остальные. Решили, что спускаться к цивилизации будем на следующий день. Коля решил переместиться из палатки в приют, так как по прогнозу температура ночью на высоте 4100 м опускалась до -26 градусов. На следующий день заказали ратрак до ближайшей станции канатной дороги. В течение часа загрузились и отправились вниз. Я же во время спуска на ратраке и на канатной дороге сравнивал горнолыжные трассы в Приэльбрусье и на Красной поляне. Где-то в стороне два раза проехала кабинка старой канатной дороги, или как ее называют "старушки". Внизу нас ждал вкусный фастфуд, трансфер в Пятигорск и несколько туристических дней в Минеральных водах. В прочем, это уже совсем другая история.