Найти тему

Зарядные станции для электромобилей: почему они существуют только на картах

Оглавление

Если открыть «Яндекс. Карты» или справочник 2gis по запросу «Зарядка электромобиля» и навести фокус на Москву, то схемы запестрят значками с колонками с указанием «24 часа». Да в историческом центре города ЭАЗС больше, чем обычных заправок! И у нас ещё жалуются на неготовность инфраструктуры? Конечно, территория России охвачена точечно, но столица точно готова, плюс куча льгот, окупающих высокую стоимость самого электромобиля! Срочно пересаживаемся на экологически чистый и более выгодный в эксплуатации транспорт!

Карта зарядок для электромобилей Yandex
Карта зарядок для электромобилей Yandex

Все оказалось не так просто. Читайте о расследовании зарядной инфраструктуры Москвы от Matador. Tech в подробном репортаже Светланы Парфеновой, вооруженной фотоаппаратом — разберем всё на месте.

Карты бывают разные

«Яндекс», как и 2gis, настроены чересчур позитивно. Можно даже не отправляться на улицы Москвы — достаточно открыть Google Maps и увидеть всего несколько точек зарядки электромобилей в Центральном административном округе города.

Карта зарядок для электромобилей Google
Карта зарядок для электромобилей Google

И это — первый звоночек, что в 2020 году в России существуют неточности и разночтения в оформлении географических карт. Уже повод начать волноваться: вот заряд подходит к концу, ты открываешь в смартфоне навигацию, а там такое разнообразие в зависимости от приложения. Где больше шансов обнаружить работающую зарядку для электромобиля? И есть ли они вообще?

И зарядки бывают разные

К началу нашего расследования как раз подоспела российская премьера электромобиля iEV7S от китайской марки JAC, который сейчас является самым доступным из официально продающихся на нашем рынке. Да, 2 299 000 рублей для электромобиля, у которого самым дорогим элементом по-прежнему являются аккумуляторы, — это невысокая цена.

Представители пресс-службы в разговоре с Matador. Tech рассказали, что в рамках адаптации для нашего рынка электрокар переменил китайский тип штекера на европейский Type 2. В отличие от Tesla с её американским разъемом, например.

Зарядка для электромобиля JAC
Зарядка для электромобиля JAC

С одной стороны, владельцы привычных машин с ДВС тоже имеют дело с разными пистолетами на заправках — для бензина (к тому же с разным октановым числом) и для дизтоплива. Однако за очень редким исключением колонки разных типов собраны на одной заправке. С электрозаправками все немного иначе, и на картах ЭАЗС тип разъема не указан.

Зарядка для электромобиля в Москве
Зарядка для электромобиля в Москве

Зарядки могут быть компактными столбиками прямо на тротуаре вдоль уличной парковки (для электромобилей парковка в Москве бесплатна даже в самых дорогих местах) или отдельной колонкой на традиционных АЗС. И там, и там у пользователей возникают проблемы.

Проблема первая — карты иногда ошибаются

Это очевидно ещё по тому, что все карты дают разную информацию. Исторический центр Москвы в границах Садового кольца оккупирован в основном муниципальными точками Мосэнерго.

Зарядка «Мосэнерго» в Большом Николоворобинском переулке
Зарядка «Мосэнерго» в Большом Николоворобинском переулке

Часто встречаются «Россети», которые в ряде мест обозначаются как МОЭСК.

Зарядка «Россети» на Большой Бронной улице
Зарядка «Россети» на Большой Бронной улице

Из монобрендов на картах указаны такие зарядки, как «Фора», СКТ и «Баринофф».

Зарядка «Фора» на Гончарной улице
Зарядка «Фора» на Гончарной улице

Самой точной карты нет. «Гугл» показывает меньше точек, чем в действительности, но хотя бы все собранные на Google Map зарядки есть в реальности. «Яндекс» вкупе с «2ГИС» отмечают зарядки, которых может не оказаться. Возможно, на этой улице в какой-то момент переложили асфальт или плитку, как принято сейчас развлекаться в Москве, и зарядная колонка пропала.

Вот так на самом деле выглядит улица Солянка, на которой на картах отмечена зарядка «Баринофф»
Вот так на самом деле выглядит улица Солянка, на которой на картах отмечена зарядка «Баринофф»

И наоборот, на картах обозначены порой совершенно неожиданные места. За пределами ЦАО, например, путь к обозначенной на карте зарядной точке может вести через задворки к автосервису. И там окажется непонятный порт без каких-либо инструкций, который, видимо, предусмотрен для клиентов автомастерской.

Зарядка, отмеченная на карте в районе метро Коломенская
Зарядка, отмеченная на карте в районе метро Коломенская

Зарядные пункты начали встречаться даже на фонарных столбах на обычных стоянках в спальных районах. В основном они рассчитаны на малую мощность, а значит, даже компакт будут заряжать несколько суток.

Проблема вторая — не ко всем зарядкам есть доступ

«Яндекс. Карты» очень оперативно помечают новый шлагбаум, перекрывший въезд в очередной двор, а вот забор и ворота, за железными прутьями которых можно видеть какой-то пустырь (с зарядкой или без — непонятно), не показывает.

По этому адресу «Яндекс» обещает зарядку для электромобиля «Мосэнерго»
По этому адресу «Яндекс» обещает зарядку для электромобиля «Мосэнерго»

И если все же на обозначенном месте действительно находится уличная колонка, нет никаких гарантий, что вы сможете остановить около нее свой электромобиль и подключить его к электросети. Минимум мест помечено знаком «Парковка только для электромобилей», и даже на такой разметке, скорее всего, будет стоять обычная машина. Как и было в большинстве мест, проверенных Matador Tech.

Зарядка «Фора» на Гончарной улице: электрокар не припаркуешь рядом с колонкой
Зарядка «Фора» на Гончарной улице: электрокар не припаркуешь рядом с колонкой

Такие же сложности испытывают американские владельцы электрокаров (в большинстве случаев — «Тесл»). В Европе публика ведет себя немного приличнее. Явление, когда автомобиль с ДВС занимает парковку с колонкой для электромобиля, уже получило названием ICEing (от аббревиатуры ICE — двигатель внутреннего сгорания).

В Большом Николоворобинском переулке место зарядки помечено знаком, но не разметкой
В Большом Николоворобинском переулке место зарядки помечено знаком, но не разметкой

Круг все сужается. И это еще не все ограничения, которые ждут в Москве незадачливого водителя Tesla, Audi e-tron, Jaguar I-Pace, JAC iEV7S или Nissan Leaf со вторичного рынка Приморья, пригнанного из Японии!

Проблема третья — к зарядкам нужен «пароль». Разные пароли

Поблескивающие модные зарядочные колонки для электромобилей («Россети») все же существуют, как и менее симпатичные «шкафчики» от Мосэнерго или других компаний. Но не всегда можно понять, действующие они или нет. Многие безмолвствуют, не поясняя своего предназначения ни какими-либо инструкциями, ни индикаторами работы. Человек, первый раз пытающийся зарядить электромобиль в Москве, тот же турист, растеряется.

Зарядка «Фора» на Гончарной улице
Зарядка «Фора» на Гончарной улице

Зарядка для электромобилей в Москве заявлена как бесплатная, но шнур спрятан за закрытым лючком.

Здравствуйте, приехали!
Здравствуйте, приехали!

Теоретически дверцы должен открывать определенный «ключ». Например, на монобрендовой зарядке «Фора» на улице Гончарная, 20/1 стр. 1, вл. 1, есть подсказка, что надо скачать приложение, затем, скорее всего, пополнить счет, и только потом получить возможность вытащить зарядный шнур.

-15

Либо воспользоваться картой — какой? Угадайте.

-16

На колонке она нарисована без всяких опознавательных знаков. Видимо, для ее приобретения нужно обращаться в компанию «Фора».

«Россети» и «Мосэнерго» заботливее — на колонки наклеены более подробные инструкции. «Россети» указывают, что надо приложить некую RFID-карту — очевидно, что она должна быть куплена заранее, на инструкции есть сайт, где ее можно приобрести.

Зарядка «Россети» на Большой Бронной
Зарядка «Россети» на Большой Бронной

Инструкция детальная:

-18

Кстати, у них самые стильные колонки.

-19

«Мосэнерго» поясняет про бесплатный режим «заправки» и просит за это всего лишь отметиться картой «Тройка», чтобы разблокировать доступ к проводу и подключить машину к электричеству. Вот что предлагает зарядка в Глинищевском переулке.

Зарядка «Мосэнерго»  в Глинищевском переулке
Зарядка «Мосэнерго» в Глинищевском переулке

Для немосквичей поясним, что карта «Тройка» используется в городе для проезда на общественном транспорте. Разумеется, она есть у многих столичных автомобилистов, но маловероятно, что она окажется в машине приезжего туриста из другого региона или страны. Не на всех зарядках Мосэнерго есть эти подробные уточнения. Сравните колонку в Большом Николоворобинском.

Зарядка «Мосэнерго» в Большом Николоворобинском переулке
Зарядка «Мосэнерго» в Большом Николоворобинском переулке

То есть воспользоваться точкой «Россети» и «Мосэнерго» действительно можно, но нельзя просто подъехать и начать заряжать машину. Нужно заранее приобрести специальную карту. А самое обидное, что на картах эти колонки зачастую перепутаны: вот подъезжаешь ты со свой «Тройкой» к колонке «Мосэнерго», а там оказываются «Россети».

Зарядка «Россети» на Большой Бронной
Зарядка «Россети» на Большой Бронной

Как отмечают владельцы и пользователи электромобилей в соцсетях, с подобными проблемами они сталкиваются постоянно. Сеть АЗС Shell развивает и сеть зарядных точек на площадке с обычной заправкой, но отдельные кассиры порой не могут ответить, что за карточка нужна для заправки. Зато ее можно оплатить через сайт и активировать по телефону.

Знак зарядка для электромобилей
Знак зарядка для электромобилей

Что-то подобное происходило, когда в Москве только появлялись первые платные парковки. Самым очевидным способом, то есть наличными, оплатить стоянку было нельзя, карты паркоматы не принимали, парковочные карты надо было приобретать в специально отведенных местах, приложение опять же нужно сначала скачать и пополнить счет. Но ничего, москвичи выдрессировались, так что можно отправить их и гостей столицы на те же грабли — осваивать новую инфраструктуру и учиться все узнавать и закупать заранее. Например, платную карту «Тройка» для вроде как бесплатной льготной зарядки своего электрокара.

Проблема четвертая — на картах нет подробностей

Как уже было сказано выше, на картах не указан тип разъема. Также не всегда можно понять, какова мощность зарядки. На небольшой мощности электромобиль может заряжаться долго, а при быстрой зарядке способен восстановить большую часть заряда за 30-60 минут.

Малый Ивановский переулок, например — зарядка есть только на карте
Малый Ивановский переулок, например — зарядка есть только на карте

И, как было сказано выше, в поисках отмеченной на карте зарядки можешь приехать в непонятное место, где очень вряд ли возьмут карту «Тройка». Вот точка в районе метро Коломенская оказалась блоком на стене без всяких инструкций — вероятно, для клиентов сервиса гибридных автомобилей, расположенного рядом. Что с оплатой, что за разъемом — непонятно.

-25

Но порт действующий — нам удалось заметить заряжающийся Toyota Prius. Точнее, подзаряжающийся — видимо, это версия Plug-in гибридного «Приуса».

-26

За два съемочных дня Matador. tech удалось обнаружить ровно половину от количества заявленных на популярных картах зарядок и только один действительно заряжающийся автомобиль. Это оказался Tesla Model S у колонки «Мосэнерго».

Tesla заряжается от «Мосэнерго» в Глинищевском переулке
Tesla заряжается от «Мосэнерго» в Глинищевском переулке

Хорошо, что для электромобилей не только зарядка, но и стоянка на муниципальных парковках в Москве бесплатна. Иначе бы можно было разориться, платя до 380 рублей в час — электрокары в лучшем случае заряжаются 30 минут, а на большинстве таких колонок — несколько часов.

-28

Вот как выглядит работающая станция «Мосэнерго»:

Станция «Мосэнерго» зарядка электрокара
Станция «Мосэнерго» зарядка электрокара

Они все-таки существуют!

Есть ли что-то позитивное?

Да! Однозначно, мировые автопроизводители настроены отказываться от ДВС в пользу электромобилей, об этом говорят и стратегии, и конкретные новинки — электромобилей среди них все больше. И дело вовсе не в экологии, а в желании обходиться без «ископаемого топливо», в которое свято верят в России, но от которого давно не хотят зависеть другие страны. Это долгий путь, но на него вступили почти все автокомпании. И мы тоже будем его осваивать, никуда не денемся.

Инфраструктура в России по-прежнему неразвита, данные для пользователя противоречивы и порой непредсказуемы. Но она появляется. Зарядные станции есть не только в столице, но и на федеральных трассах. А на Дальнем Востоке, благодаря традиционному заимствованию подержанных автомобилей из соседних Японии и Китая, даже более продвинута — местные автомобилисты давно осваивают электромобили.

Электрокары все еще очень дороги, но каждый день производители отчитываются о разработке новых технологий, которые в ближайшие годы позволят снижать цены на EV. Но даже сейчас электромобиль может стать выгодным приобретением в определенных регионах РФ — с возможностью бесплатно парковаться (в Москве в центре час стоит уже 380 рублей) и даже бесплатно заряжаться, нулевым транспортным налогом для электромобилей, может, скоро дозреют и для проезда по полосам для общественного транспорта.

-30

Но даже без льгот электромобили выгодны в эксплуатации. 100 километров пути обходятся дешевле, чем на бензиновой или дизельной машине, а техобслуживание исключает десятки пунктов, которые необходимо проходить традиционным автомобилям. Заряжать такие машины можно не только на уличных зарядках, но и на подземных паркингах жилых комплексов и торговых центров, от бытовой розетки в загородном доме. Некоторые наловчились перекидывать провод из окна многоквартирного дома даже не с первого этажа. Но от простой бытовой розетки машина будет заряжаться в лучшем случае ночь, а некоторые модели — не один день.

В статье использованы собственные фото Matador Tech.

Ещё интереснее: Стоит ли россиянам покупать электромобили и где их можно заряжать.