Часто приходится читать у разных авторов и комментаторов сентенции о том, что Смоленск, дескать, процветал и благоденствовал в составе Литвы. Но тут пришел московский князь Василий III, отбил себе город и поверг его в пучину кровавой деспотии. А бедные смоляне всю оставшуюся жизнь тосковали по благословенной матушке-Литве.
Эта идиллическая картинка имеет мало общего с действительностью и является плодом усердной пропаганды. В реальности же Смоленск всеми силами пытался отбиться от грозной Литвы. Но в одиночку с ней справиться так и не сумел.
Ты помнишь, как все начиналось...
В 1392 году великим князем литовским стал Витовт - хитрый, умный, сильный и решительный политик. Первые несколько лет он был страшно занят боданием со своим опасным соседом - Тевтонским орденом. Но в 1394 году ему удалось замириться с немцами. И тогда настало время действий на востоке.
Аппетиты у Витовта были огромные. Он хотел Смоленск, Псков и Новгород. Возразить ему теоретически могла бы Москва, пользовавшаяся огромным авторитетом после Куликова поля. Но Дмитрия Донского уже не было в живых, а его наследник, князь Василий, был женат на дочери Витовта Софье и буквально заглядывал в рот своему могущественному тестю.
В 1395 году Витовт отправился в поход на Смоленск. Город был взят штурмом, а смоленский князь Глеб пленен и вывезен в Литву. Его брат Юрий как раз в это время гостил в Рязани у князя Олега, на дочери которого был женат.
Дальше начинаются годы и годы борьбы Смоленска за свободу. Сначала все надежды возлагались на Рязань. И Рязань действительно пыталась помочь - князь Олег собрал войско и отправился на Смоленщину. В городе тут же вспыхнуло восстание, литовцев били, не щадя. Смоляне сумели пробиться к городским воротам и открыть их рязанским полкам.
Но успех был временным. Витовт в ярости снова двинулся на Смоленск. Первый приступ был отбит, но дело этим не кончилось. Три года Смоленское княжество упорно сопротивлялось литовцам, одновременно призывая на помощь остальную Русь. Дело дошло до того, что московскому князю Василию прямо предлагали - возьми Смоленск себе, только защити от Литвы. Но для тогдашней Москвы союз с Витовтом был важнее Смоленска.
И город пал. В 1404 году Витовт снова присоединил княжество к Литве. Своих сил у смолян уже не осталось, а помощь так и не пришла.
Поколение спустя
В первые десятилетия жизни под литовской властью Смоленск пытался приспособиться. Найти тех политиков, которые бы отстаивали права русского населения, играть на противоречиях между различными партиями.
И вроде бы это удавалось. Но в 1430-е годы эта система окончательно сломалась. Причем сломалась в масштабах всей Литвы, которая окончательно вошла в фарватер Польши и перестала проводить самостоятельную политику. Гродненская уния, которая была заключена в 1432 году превращала Литву просто в польский придаток.
Русская партия попыталась вступить в последнюю схватку с католиками. В стране фактически шла многолетняя гражданская война. И выиграл эту войну в итоге Казимир, сын польского короля Ягайло. Католик и ярый враг русских. Отец назначил его великим князем литовским, а заодно своим наследником. Через несколько лет ему будет суждено править одновременно и Литвой и Польшей.
В этой ситуации Смоленск не выдержал. Горожане отказались приносить присягу Казимиру, изгнали наместника (да, Смоленском давно правил не князь, а просто наместник) и собрали вече, которое взяло власть в свои руки.
"Восставшие не просто выступали против бояр или за сохранение "городских вольностей", но намеревались "отложиться" от Великого княжества Литовского. На это довольно ясно указывает тот факт, что после бегства смоленской знати восставшие не стали обращаться ни к претендентам на литовский престол, ни к литовским панам и князьям, ни к польскому королю, а самостоятельно пригласили к себе сначала одного, а затем другого князя", - пишет Екатерина Гончаренко в книге "Гиль (Из истории низового сопротивления в России)".
Победа была так близка
Освободившись, Смоленск позвал к себе в качестве воеводы князя Андрея Дорогобужского, природного Рюриковича из тверской ветви. Горожане рассчитывали, что Тверь, переживавшая в эти годы очередной взлет, поможет им. Они не знали тогда, что силы Твери уже подорваны. Но спешно прибывший в Смоленск князь Андрей развеял их надежды.
Тогда гонцы поскакали в Новгород - к скрывавшемуся там от литовцев мстиславскому князю Юрию. Юрий на предложение править Смоленщиной откликнулся охотно. Более того, тут же объявил свободным от Литвы и свое Мстиславское княжество. Восстание набирало обороты. Из-под власти Казимира грозили уйти уже все западнорусские земли. К князю Юрию перешли Полоцк и Витебск...
Мы не будем расписывать все перипетии этой драматической борьбы. Скажем только что сопротивление польско-литовским войскам затянулось на несколько лет. Казимир раз за разом обламывал себе зубы о Смоленск, отступал, но всегда снова возвращался. Князь Юрий отчаянно просил помощи у Москвы, но там как раз шла междоусобная война Василия Темного с Шемякой.
Смоленск продержался в одиночестве до 1442 года. Потом город был взят литовцами. Власть над Смоленщиной Литва сохраняла вплоть до 1515 года, пока не потеряла эти территории в ходе неудачной войны с великим князем московским и всея Руси Василием III.
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи". И ждем вас в Телеграме.
Зарубежный взгляд на русскую литературу, кино, музыку, спорт и политику ждет вас на нашем новом канале "Иностранцы о России"