Когда Хетагуров (великий осетинский поэт) был в ссылке в Херсоне, он пишет историческую поэму «Хетаг». Она отличается от легенды, о ней я писала в предыдущей статье. (Священная роща в Осетии, в которой произошло чудо)
По той версии, где роща укрывает Хетага от погони, он выступает мудрым, добродушным, миролюбивым и после его спасения, он отправляется в Нарскую котловину.
В своем же произведении Коста Хетагуров создаёт своего героя мужественным и храбрым. В поэме описываются события героической борьбы кавказских народов против монголо-татарских захватчиков.
Напомню, Хетаг был одним из сыновей легендарного аланского князя Инала 14-ого века. Старший брат Хетага Биаслан (в поэме — Бяслан) являлся предком кабардинских князей. Биаслан исповедовал ислам.
Читатель! Сбираюсь поведать тебе
Старинную повесть о славном
И доблестном предке, стяжавшем себе
Бессмертье в потомстве забавном.
Коста Хетагуров
После того как было разбито войско Мамая, аланы вернулись домой с богатой добычей.
Там их ждали князья Инал и Солтан с торжественным пиром.
Когда пир был уже в самом разгаре, то во всю возносились различные тосты в честь мужественных воинов, и особенно за Хетага — самого храброго героя. Но почему-то Хетаг в тот момент не веселился со всеми, не поддерживал звучную беседу, а находился в глубоком раздумье и тоске.
Солтан позвал его к себе и предложил поднять тост в честь воинственного Хетага. После чего он заявил, что мужественный Хетаг может взять в жёны любую из своих красивых дочерей. Но храбрый воин уже давно определился, он любил и хотел жениться на старшей дочери.
Однако, следуя древнему обычаю, она также должна была дать своё согласие.
В тот момент, как старшая дочь остаётся наедине со старейшинами, она признается, что тоже любит Хетага, но выйти за него не может, так как он является изменником «отцовской религии».
Когда Хетаг был в Крыму, он принял христианство. Гости в растерянности, но Инал и Солтан считают, что молодые сами должны принять решение и сделать свой выбор — «ведь от счастья не бегают». Пир заканчивается, и все гости покидают пир.
Как осетинский крепостной поплатился жизнью за то, что захотел войти в круг знати
Права тех, кто относился к «рождённым в кормушке для скота» у тагаурцев?
Кто такие кавдасарды или «рождённые в кормушке для скота»?
Кто такие фарсаглаги у осетин и тагаурцев?
Почему крепостные желали оставаться в зависимости от их хозяев в Осетии?
Мой друг, ставь лайк , если тебе понравилась статья , так я буду знать, интересна ли тебе эта тема и о чём мне писать в дальнейшем...
Подписывайся на канал, дальше будет интереснее - ПОДПИСАТЬСЯ ЗДЕСЬ
Группа вк "СЕ ЧЕЛОВЕК" . В ней много фотографий, а также увлекательной информации. Подписывайся и там - ПОДПИСАТЬСЯ ЗДЕСЬ