У нас есть такое выражение "начальные классы делают статистику". Подозреваю, что такое явление присутствует во многих школах.
В начальных классах ученики молодцы - они еще пока стараются учиться, им еще пока стыдно быть неуспевающими, они пока еще верят, что в мире правят знания, а не сила, власть и деньги.
И в итоге - 50 процентов, 60 процентов, 80 процентов качества. А еще каждый пятый это отличник, за которого пока обеими руками держатся родители, а потому всеми способами и всеми родственниками помогают ему в учебе.
Отгремел, значит, последний звонок в 4-м классе. Закончилось торжество, подошел к концу праздничный банкет - на носу пятый класс.
И в пятом классе сначала "отвалился" один хорошист, затем другой, после них отличник перестал быть отличником. В итоге, классу к седьмому качество с 70-ти процентов вдруг скатилось до 50-ти, а к 9 классу вообще к 30-ти.
Что случилось, что произошло, почему ветер подул в другую сторону? Куда улетела Мэри Поппинс?
У родителей учеников есть такие объяснения:
- учителя стали придираться
- неинтересно стало учиться (а вот первая учительница могла разбудить интерес)
- учителя подстраховываются перед экзаменами, а потому искусственно занижают оценки
Но некоторые родители рассуждают и иначе:
- в этом возрасте учеба для многих уходит уже на второй план
- слишком возросла нагрузка
- мало времени на уроки, так как нужно ходить в спортсекцию, на балет, на скорочтение, на робототехнику, плюс еще занятия у репетиторов
А я могу назвать еще причины, все их я вижу из окна, которое находится в учительской:
- действительно, нагрузка резко возрастает. В этом нет вины учителей. Это просто у нас не особо продуманная образовательная система
- родители учеников стали меньше контролировать и заниматься со своими детьми домашними заданиями. Во-первых, некоторым родителям уже сложно разобраться с материалом 5-го класса ("ха-ха" - скажете вы, но я видел). Во-вторых, дети уже как бы считаются самостоятельными (но с чего бы это вдруг?), а потому сами должны заботиться о своей успеваемости
- в начальных классах учитель уже привыкает к детям, а потому отличникам ставит отлично, а хорошистам хорошо. В среднем звене учителям "по барабану", кто в начальной школе кем был
- быть "отличником" уже становится не так круто. Да и одноклассники уже имеют совершенно другие жизненные ориентиры
Может быть еще какие-то причины имеются. Я их тут из-за деревьев не могу разглядеть. Может кто живет в пятиэтажной высотке - ему виднее.
***
А вообще, количество отличников и хорошистов сегодня капитально контролируется. Наверное, где-то "наверху" меряются этими показателями качества школы. Оно ведь цифре веры и доверия больше, нежели реальной ситуации. Надо нарисовать красивые цифры - нарисуем. Не удивлюсь, если однажды в какой-нибудь школе будет 100 процентов качества. Это как в телепередаче "Утренняя звезда", где жюри ставят оценки только 4 и 5.