Уважаемые друзья, продолжаем в новой постоянной рубрике (разделе), вспоминать различные аварии подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин. Использовать будем открытые источники. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности).
Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - не единственные источники опасности для корабля, тем более подводного. Всегда остается вероятность выхода из строя оборудования и происшествия связанные с несовершенством конструкции субмарины. И с ростом технологического совершенства ПЛ возрастает сложность конструкции и систем, и растет вероятность отказа прибора или устройства. Как следствие - с поступлением подводных лодок на флот появляться случаи, приводившие к авариям и происшествиям.
Одно из таких происшествий произошло с подводной лодкой "Карась" (тип "Карп"), которая в конце лета 1907 года вошла в состав учебного отряда подводного плавания в Либаве. Новая подводная лодка «Карась» (тип «Карп») была построена по проекту «Е» немецкой фирмы Ф. Круппа в г. Киле на верфи « Deutsche Werke Kiel AG ». Несмотря на то, что лодка была принята в состав российского флота, устранение выявленных в процессе эксплуатации замечаний осуществлялось фирмой-строителем за её счет. И если такие недостатки, как применение пожароопасных керосиномоторов или то, что аккумуляторная батарея не была оборудована системой вентиляции, были известны ещё на стадии проекта, то несовершенство балластной системы с полной серьёзностью проявилось только после аварии в октябре 1907 года.
Для справки: Вторая подводная лодка типа "Е" из серии в три единицы, которые были построены в Германии для русского флота. Заложена в мае — июне 1904 года , под заводским номером 110, спущена на воду 30 мая 1906 года. Со 2 ноября 1906 года по сентябрь 1907 года проходила приемо-сдаточные испытания. Подводная лодка вступила в строй 10 сентября , при условии устранения за счёт немецкой стороны длинного перечня недостатков уже на территории России. В октябре 1907 года лодка пришла в Либаву.
23 октября 1907 года вышедшая из Либавы ПЛ «Карась» (командир Бабицын), предприняла попытку погрузиться в море. Этому предшествовал процесс предварительной дифферентовки в районе Либавских водных буёв. Несмотря на это, при заполнении цистерн главного балласта неожиданно образовался дифферент на корму до 6 градусов. Дифферент попытались устранить за счёт хода лодки и перекладки горизонтальных рулей на погружение, но это не помогло. Тогда решено было принять забортной воды в носовую дифферентную цистерну (к слову, единственную на лодках этого типа). Однако это привело к тому, что «Карась» неожиданно получил отрицательную плавучесть и буквально упал на дно на глубину 30 метров, предельную для субмарины.
Положение стало критическим - балластные цистерны лодки располагавшиеся внутри прочного корпуса, не были рассчитаны на продувание сжатым воздухом, они могли осушаться только помпами. Но помпы оказались слабыми, и на такой глубине были не в состоянии преодолеть забортное давление и не могли откачивать воду из внутренних цистерн. При продувке же наружных балластных цистерн весь воздух неожиданно, через предохранительные клапаны на трубопроводах аварийного продувания, стравился в отсеки. В поисках выхода из положения, был дан ход электродвигателями, и, одновременно, переложили горизонтальные рули на всплытие. За счёт двух двигателей мощностью по 200 л.с. лодка лишь начала ползать по грунту, правда, при этом достигла по дну глубины 27 метров. В целях экономии электроэнергии от подобных «поползновений» решили отказаться.
Было принято решение сбросить откидные кили. Но и тут, ввиду неудачной конструкции сбрасывающего устройства, даже после отдачи стопоров килей, они никак не хотели расставаться со своим кораблём. И только после того, как экипаж «Карася» более получаса перемещался внутри отсеков с борта на борт, желая раскачать корпус своей лодки, субмарине удалось-таки освободиться от сбрасываемых килей и всплыть на поверхность.
Ещё большее разочарование испытал экипаж, когда после всплытия и осмотра ПЛ выяснилось, что дифферент образовался из-за попадания воды в керосиномоторы и газоотводы через незакрытый газоотводный клапан. И хотя спускной краник газоотводной магистрали был, как и положено, открыт, но он оказался засорен грязью и потому воду увы, не пропускал. А общим итогом аварии стали сломанные и погнутые лопасти обоих винтов, три треснувших аккумулятора, поврежденная в районе с 62 по 70 шпангоут цистерна главного балласта, в которой сорвало 20 заклёпок, и три утерянных на дне откидных киля (1-й, 3-й и 4-й).
Подводную лодку поставили в ремонт, в ходе которого одна из цистерн главного балласта, находившаяся внутри прочного корпуса, была переделана в цистерну высокого давления для возможности её продувания воздухом системы ВВД на любой допустимой для этих лодок глубине. Аналогичные усовершенствования были проделаны и на других ПЛ этого типа, и не зря. Буквально через три года в подобной ситуации оказалась другая русская субмарина. 19 июля 1910 года на ПЛ Балтийского флота «Сиг» (тип «Осётр»), командир Дмитриев 7-й, произошло затопление бензиномотора.
Это случилось при погружении во время манёвров в Финском заливе кораблей Балтийского флота, в которых лодка тоже участвовала. Вода проникла в двигатель через глушитель и газоотвод из-за незакрытого газоотводного клапана. Причины аварии те же, что и на ПЛ «Карась» в 1907 году. К счастью без таких же последствий.
Шло становление отечественного подводного флота, но этот процесс был не легким... .
Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.