Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины: Неисправности есть всегда/ 11. Претензии к немецкому качеству?

Уважаемые друзья, продолжаем в новой постоянной рубрике (разделе), вспоминать различные аварии подводных лодок, причем с разным исходом и от разных причин. Использовать будем открытые источники. Цель - не обвинить, и не оскорбить память потомков - а именно вспомнить, сделать выводы и не допустить (по возможности).

Вода, огонь, пожары и взрывы, ошибки экипажа - не единственные источники опасности для корабля, тем более подводного. Всегда остается вероятность выхода из строя оборудования и происшествия связанные с несовершенством конструкции субмарины. И с ростом технологического совершенства ПЛ возрастает сложность конструкции и систем, и растет вероятность отказа прибора или устройства. Как следствие - с поступлением подводных лодок на флот появляться случаи, приводившие к авариям и происшествиям.

Одно из таких происшествий произошло с подводной лодкой "Карась" (тип "Карп"), которая в конце лета 1907 года вошла в состав учебного отряда подводного плавания в Либаве. Новая подводная лод­ка «Карась» (тип «Карп») была построена по проекту «Е» немецкой фирмы Ф. Круппа в г. Киле на верфи « Deutsche Werke Kiel AG ». Несмотря на то, что лодка была принята в состав российского флота, устранение выявленных в про­цессе эксплуатации замечаний осуществлялось фирмой-строителем за её счет. И если такие недостатки, как приме­нение пожароопасных керосиномоторов или то, что аккумуляторная батарея не была оборудована системой венти­ляции, были известны ещё на стадии проекта, то несовер­шенство балластной системы с полной серьёзностью про­явилось только после аварии в октябре 1907 года.

Подводная лодка "Карась" (тип "Карп")
Подводная лодка "Карась" (тип "Карп")

Для справки: Вторая подводная лодка типа "Е" из серии в три единицы, которые были построены в Германии для русского флота. Заложена в мае — июне 1904 года , под заводским номером 110, спущена на воду 30 мая 1906 года. Со 2 ноября 1906 года по сентябрь 1907 года проходила приемо-сдаточные испытания. Подводная лодка вступила в строй 10 сентября , при условии устранения за счёт немецкой стороны длинного перечня недостатков уже на территории России. В октябре 1907 года лодка пришла в Либаву.

23 октября 1907 года вышедшая из Либавы ПЛ «Карась» (командир Бабицын), предприняла попытку погрузиться в море. Этому предшествовал процесс предварительной дифферентовки в районе Либавских водных буёв. Несмот­ря на это, при заполнении цистерн главного балласта нео­жиданно образовался дифферент на корму до 6 градусов. Дифферент попытались устранить за счёт хода лодки и перекладки горизонтальных рулей на погружение, но это не помогло. Тогда решено было принять забортной воды в но­совую дифферентную цистерну (к слову, единственную на лодках этого типа). Однако это привело к тому, что «Ка­рась» неожиданно получил отрицательную плавучесть и буквально упал на дно на глубину 30 метров, предель­ную для субмарины.

Положение стало критическим - балластные цистерны лодки располагавшиеся внутри прочного корпуса, не были рассчитаны на продувание сжатым воздухом, они могли осушаться только помпами. Но помпы оказались слабыми, и на такой глубине были не в состоянии преодолеть забор­тное давление и не могли откачивать воду из внутренних цистерн. При продувке же наружных балластных цистерн весь воздух неожиданно, через предохранительные клапа­ны на трубопроводах аварийного продувания, стравился в отсеки. В поисках выхода из положения, был дан ход элек­тродвигателями, и, одновременно, переложили горизон­тальные рули на всплытие. За счёт двух двигателей мощ­ностью по 200 л.с. лодка лишь начала ползать по грунту, правда, при этом достигла по дну глубины 27 метров. В це­лях экономии электроэнергии от подобных «поползнове­ний» решили отказаться.

Подводная лодка "Карась"
Подводная лодка "Карась"

Было принято решение сбросить откидные кили. Но и тут, ввиду неудачной конструкции сбрасывающего уст­ройства, даже после отдачи стопоров килей, они никак не хотели расставаться со своим кораблём. И только после того, как экипаж «Карася» более получаса перемещался внутри отсеков с борта на борт, желая раскачать корпус своей лодки, субмарине удалось-таки освободиться от сбра­сываемых килей и всплыть на поверхность.

Ещё большее разочарование испытал экипаж, когда пос­ле всплытия и осмотра ПЛ выяснилось, что дифферент образовался из-за попадания воды в керосиномоторы и газо­отводы через незакрытый газоотводный клапан. И хотя спускной краник газоотводной магистрали был, как и положено, открыт, но он оказался засорен грязью и потому воду увы, не пропускал. А общим итогом аварии стали сломанные и погнутые лопасти обоих винтов, три треснувших аккумулятора, поврежденная в районе с 62 по 70 шпангоут цистерна главного балласта, в которой сорвало 20 заклёпок, и три утерянных на дне откидных киля (1-й, 3-й и 4-й).

Подводную лодку поставили в ремонт, в ходе которого одна из цистерн главного балласта, находившаяся внутри прочного корпуса, была переделана в цистерну высокого давления для возможности её продувания воздухом систе­мы ВВД на любой допустимой для этих лодок глубине. Аналогичные усовершенствования были проделаны и на других ПЛ этого типа, и не зря. Буквально через три года в подобной ситуации оказалась другая русская субмарина. 19 июля 1910 года на ПЛ Балтийского флота «Сиг» (тип «Осётр»), ко­мандир Дмитриев 7-й, произошло затопление бензиномо­тора.

Подводная лодка русского флота типа "Осетр" - "Сиг"
Подводная лодка русского флота типа "Осетр" - "Сиг"

Это случилось при погружении во время манёвров в Финском заливе кораблей Балтийского флота, в которых лодка тоже участвовала. Вода проникла в двигатель через глушитель и газоотвод из-за незакрытого газоотводного клапана. Причины аварии те же, что и на ПЛ «Карась» в 1907 году. К счастью без таких же последствий.

Шло становление отечественного подводного флота, но этот процесс был не легким... .

Источники: Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.; Тарас, А. История подводных лодок 1624-1904./А.Е.Тарас. - Харвест, Минск, 2002. - 239 с.; Тарас, А. Подводные лодки Великой войны 1914-191 А.Е.Тарас. -Мн. : Харвест, 2003. - 336 с; Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв Э. А. Рыцари глубин: Хроника зари российского подплава. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.

Авто
5,66 млн интересуются