Найти тему
Ювелирные истории

Любимые украшения стильной дамы 1960-х, жены маршала Тито, Йованки Броз

Конечно, и при социализме стремление к роскоши было прерогативой людей у власти. Казалось бы, внешне им следовало стремиться к скромности, чтобы не слиться с враждебными капиталистами. На деле же богатство и показное нестяжательство шли рука об руку. Так, красавица жена президента Югославии Йованка Броз не могла себе позволить столь дорогие наряды, как у Жаклин Кеннеди. Но все же, поражала элегантностью и статью в красивых мехах.

Коллекция драгоценностей американской леди прославилась лучшими ювелирными вещицами. В отличие от Кеннеди, супруга Иосипа Броза Тито годами носила одни и те же любимые драгоценности. Но делала это с великим достоинством, как настоящая икона стиля. А ее жемчужные ожерелья были ни чуть не хуже, чем бусы из шкатулок Елизаветы Второй.

Вы справедливо можете заметить, что маршал Тито не сторонился роскоши: семейная пара стала жить во дворце, а к их услугам были лучшие мастера страны, начиная от строителей и заканчивая ювелирами. Чем югославский лидер и его жена умело пользовались долгие годы. Однако как бы жгучая брюнетка с очаровательной улыбкой не обожала дорогие меха и бриллианты, но вот надеть их можно было нечасто.

-2

Дипломатические приемы, поездки за границу или громкие торжества развязывали руки яркой женщине. Тогда простые ситцевые платья уступали место великолепным вечерним платьям с глубокими декольте. Нехитрую шаль заменяло меховое манто, а скромные гранатовые бусики дожидались своего часа в резной шкатулке. Пока леди Броз мило беседовала с женами глав государств, сверкая дорогим колье.

-3

Красавицу обслуживали лучшие модные дома по всей Европе, хотя к народу она выходила в простенькой одежде. Наряды ведущих дизайнеров Югославии, таких как Александр Йоксимович, известная дама дополняла любимыми украшениями. Не раз мы увидим ее в золотистых сережках причудливой формы, напоминающих фантазийные цветы. А две или три нити белоснежного жемчуга стали визитной карточкой нашей героини.

-4

Еще Йованка была большой поклонницей лаконичных сережек-гвоздиков. Скромные жемчужины прекрасно смотрелись в паре с таким же аристократичным ожерельем.

-5

Золотые и жемчужные браслеты, пара колец и приметные броши дополняли жакеты и блузки первой леди Югославии. Ее визитной карточкой до преклонных лет стала высокая прическа с аккуратным начесом, алый маникюр и такая же помада. А жизнерадостную улыбку с лица вдовы маршала Тито не смогли стереть даже самые тяжкие испытания.

-6

Ведь после кончины мужа она осталась в полном одиночестве, забвении и нищете. Старинный особняк пришел в упадок, а разруха была такой, что бедной женщине приходилось жить без тепла, света и удобств. (Домашний арест и жизнь без документов – вот печальный удел бывшей леди и настоящей модницы.)

-7

Как только все имущество маршала Тито провозгласили государственным, в 1980-м у осужденной женщины отобрали даже личные вещи. Как горько вспоминал ее адвокат, целых три года ушло лишь на то, чтобы вернули хотя бы часть ее гардероба и белье. Покидая дворец, Йованка могла прихватить с собой пару шуб, всего несколько скромных платьев, туфли и кое-что из любимых украшений. Конечно, ни о каких бриллиантах или рубинах речь не шла. Так началась горькая доля гонимой осужденной и ее вынужденное затворничество… И как итог – неизлечимая болезнь.

-8

Единожды в неделю сербские власти снабжали вдову небольшим продуктовым пайком. А вся остальная страна словно стерла из памяти тот факт, что где-то прозябает всеми брошенная пожилая женщина. И главным спутником ее стали не колье и дорогие серьги, а беспросветная нищета. В больницу несчастную привезли истощенной до невозможности и в плачевном состоянии. Благо, хотя бы после смерти Йованку похоронили по-человечески, посмертно принесли ей извинения от всего народа. И дали ей последний приют, как и просила вдова, подле могилы мужа, в белградском мавзолее.