Началось рассмотрение иска директора Херсонеса к севастопольскому режиссеру.
3 февраля в 15:00 в здании Гагаринского районного суда Севастополя прошло первое заседание суда по иску директора федерального музея-заповедника «Херсонес Таврический» Елены Морозовой к севастопольскому режиссёру Андрею Маслову.
Ранее наша редакция сообщала, что поводом для судебного иска стали критические публикации Андрея Маслова о херсонесских новоделах в региональных СМИ, а также в социальных сетях. Елена Морозова сочла их порочащими её честь и достоинство.
Напомним, в октябре прошлого года вблизи древнего городища начался монтаж громоздких металлических конструкций и деревянных настилов, вызвавший большой общественный резонанс в городе.
Против подобного «благоустройства» территории музея выступали депутаты, журналисты, учёные и бывшие сотрудники учреждения, а так же жители города.
Андрей Маслов также отмечал важность сохранения аутентичности исторического объекта в своих текстах. Однако, некоторые его реплики представителям музея показались обидными. По этой причине появился судебный иск Елены Морозовой.
Не поверите – мы тоже ведем запись
В начале судебного заседания представитель Елены Морозовой выдвинул ходатайство о запрете ведения видеозаписи процесса. Он сослался на то, что «дело касается защиты чести и достоинства». Напротив, ответчик, Андрей Маслов, против СМИ в зале судебных заседаний не возражал. Стоит отметить, что для представителя Елены Морозовой на протяжении всего заседания была характерна трогательная забота о реноме клиента.
Требования истицы заключались в удалении из социальной сети Facebook некоторых утверждений Андрея Маслова и в возмещении затрат на оплату лингвистической экспертизы в размере 35 000 рублей, а также компенсации морального вреда в размере 50 000.
Впрочем, суд начался с уточнения предмета иска.
«Обращаю внимание истца, что необходимо указать, какие конкретно сведения имеют порочащий характер. Ответчик же должен понимать, достоверность каких именно сведений он со своей стороны доказывает», – обратилась к представителю «Херсонеса» судья Блейз.
Истец на четырех страницах описывает некие обстоятельства, но при этом конкретно не упоминает – какие именно реплики Маслова подлежат уничтожению, добавила судья.
Представитель Елены Морозовой ответил, что реплики конкретизировать не всегда удобно.
– Я переживаю, что ведется аудиозапись, и я не совсем уверен, где она может быть использована, – озвучил свои тревоги истец.
– Я вам даже больше скажу – мы тоже ведем аудиозапись, – участливо ответила ему судья.
– И я веду, – тихо добавил Андрей Маслов.
Подвижница в земляной тюрьме
Представителю Елены Морозовой было рекомендовано судом дополнить исковое заявление сведениями, которые по мнению истца - директора «Херсонеса», являются порочащими её честь и достоинство, и в чем именно это проявляется.
«Есть формулировка сравнения деятельности Елены Александровны Морозовой как деятельности по созданию концлагеря, деятельность Елены Александровны Морозовой предлагается «обнулить» – то есть, свести на нет, деятельность Елены Александровны Морозовой предлагает поиграть в «гусарскую рулетку», то есть фактически предлагает ей, женщине, поиграть в некую смертельную, опасную, игру», – перечислил основные претензии к репликам в Facebook Андрея Маслова истец.
Также, директора «Херсонеса» обидело упоминание некоего человека, который «тоже считал себя неприкасаемым» и, как говорится в постах Андрея Маслова, «заставляет» Елену Морозову «ставить забор».
О том, что такие фразы могут носить оскорбительный характер, истец заключил на основании экспертизы.
«Что такое «гусарская рулетка»? Дословно это «название смертельно опасной игры, забавы, популярной среди русских офицеров первой мировой и гражданской войны», – озвучил ряд выводов экспертизы представитель Елены Морозовой.
Также директор «Херсонеса» обиделась на сравнение с художественным изображением, используемым Андреем Масловым в качестве иллюстрации.
«Публиковал под постом картину Сурикова «Боярыня Морозова». Исходя из этой фотографии, боярыня Морозова – героиня картины Феодосия Морозова, подвижница-старовер, за что была арестована и сослана, где её морили голодом в земляной тюрьме», - процитировал ещё один фрагмент исторической экспертизы истец.
Более 5000 посетителей за сезон
Истец уверено заявил, что концентрационных лагерей на территории музея-заповедника «Херсонес Таврический» нет.
«Об этом свидетельствуют многочисленные посетители – их прошло в высокий сезон более 5000. Это на самом деле рекорд, поставленный непосредственно при Елене Александровне Морозовой», – описал заслуги текущего руководителя музея ее представитель.
Вероятно он несколько ошибся в цифрах.
Наверное здесь имелась в виду некая метафора, отметил Суд. Однако, по мнению истца, именно для определения – что метафора, а что нет – все присутствующие и собрались.
«Дело в том, что это не первая такая публикация. Андрей Николаевич и ранее сравнивал директоров с….», - несколько замялся представитель истца.
«Резиновыми изделиями», – подсказал ему ответчик.
У Елены Морозовой много претензий к Андрею Маслову, заявил её представитель. И чтобы судья могла оценить реплики режиссера истец предложил для обозрения свой телефон – что вызвало возражение Суда.
– Если можно, я на обозрение суду…., – достал телефон истец.
– Не надо. Я что – “обозрею” ваш телефон и приобщу его к материалам дела? – отказалась судья.
– Ну… есть скриншот, - смутился представитель «Херсонеса». После чего его внимание обратили на то, что обсуждается другой скриншот переписки. Истец также отметил, что комментарии севастопольцев под связанными с Херсонесом и Андреем Масловым статьями тоже могут считаться «неким подтверждением морального давления».
В Питере всё - музей
При обсуждении реплик Андрея Маслова и их трактовки директором Херсонеса появились новые открытия, связанные с ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга».
– «Работница питерского водоканала» – я что-то оскорбительное сказал? – задал истцу вопрос Андрей Маслов.
– На самом деле это достаточно серьезный музей, и человек там в принципе занимал неплохую должность, поэтому… , – возмутился представитель Елены Морозовой.
– Питерский водоканал – это музей? – уточнила судья.
– Конечно! Это старейший музей об истории воды! – возмутился истец.
– Понятно. В Питере всё – музей, – согласилась с ним судья.
Действительно, на сайте ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» сообщается, при коммунальном предприятии действительно существует подведомственный музей.
Правда, на сайте водоканала не обозначена связь компетенций его сотрудников с античностью Причерноморья.
Народ напишет демократичную петицию
Андрей Маслов пояснил Суду, выражение «гусарская рулетка», обычно употребляется при возникновении рискованной ситуации. В частности, при переходе дороги на красный свет. Также и сам человек, восстанавливая своими действиями против себя большую часть населения Севастополя, тоже рискует.
«Однажды этот народ напишет петицию или что-то иное», – предупредил представителя «Херсонеса» Маслов.
Термин «обнулить», значит «уменьшить антропогенную нагрузку действий истца», пояснил режиссер.
«Деятельность должна быть приостановлена. И затем на основании демократичных собраний, как это было в Древнем Херсонесе, будем решать – хорошо это, плохо, и что с этим делать», – пояснил позицию Маслов.
Также, Андрей Маслов объяснил свою манеру общения личностной особенностью своего мышления, как человека творческого, мыслящего литературными образами.
«Это литературные образы. Я же не виноват, что думаю художественной литературой, а не как юрист», – развел он руками.
Конно-деревянный бобслей конца XIX века
Ещё один из диалогов с судьёй был связан с фразой Маслова «пора в сани и на Колыму» с использованием картины художника Сурикова «Боярыня Морозова».
– Когда вы эту картину Сурикова прикрепляли к посту – вы имели в виду Морозову? – спросила судья.
– Конечно нет, мне просто хотелось…. Я люблю Сурикова, а эта картина иногда называется «Конно-деревянный бобслей конца XIX века». И какая-то аналогия, щелкнуло, что ли, – ответил Маслов.
Далее он отметил, что совпадение фамилий боярыни и директора Херсонеса – полностью случайно, поскольку он не знал на момент выбора картины ФИО директора учреждения.
– Вы не знали фамилию директора Херсонеса? – скептически спросила судья.
– Ладно. Вру. Знал. Но что же, я должен во всём сразу признаваться? – покаялся Маслов.
– У адвоката, судьи и у врача лучше сразу признаваться, – посоветовала судья.
– У меня нет адвоката, по первой профессии я врач, так что мне больше не к кому, – ответил Маслов.
– Вы такими яркими, в том числе картинными образами пытались обратить внимание общественности на то, что может быть безвозвратно утрачен объект ценнейшего исторического наследия? – попыталась выяснить позицию ответчика судья.
– Именно так я и думал, ваша честь, - скромно согласился Маслов.
Сальвадор Дали
Представитель «Херсонеса» эмоционально попросил, обращаясь к Маслову, чтобы ему пояснили, кто тот человек, который велит Морозовой ставить заборы. Но судья Блейз его поправила, что данное обстоятельство ответчик должен пояснять суду.
«Он это всем пояснит, не только вам. Мы же не выйдем никуда», – объяснила истцу судья.
В данном случае речь идет о метафорическом восприятии действительности, пояснил суду и истцу Маслов.
«Это аллегория. Понятно, что не сама госпожа Морозова взяла на себя такую инициативу по изменению Херсонеса, вызвавшую протесты общественности, пикеты и т.д. Есть наверняка некий неконкретный человек, который ее наставляет и служит примером. Если бы я знал его фамилию – я бы ее назвал, и картину бы какую-то подобрал. Сальвадора Дали, например», – дал обещание на будущее Маслов.
Между тем, как казалось, перешедший к обороне истец сделал попытку усовестить Маслова, сказав, что деревянные дорожки, так раздражающие севастопольцев, служат благой цели.
– Благодаря дорожкам открылся доступ для маломобильных групп населения, я обращаюсь к вам с просьбой понять, – воззвал к Маслову истец.
– Я видел всего одного малоподвижного с того момента, как вы оборудовали эти настилы, – парировал Маслов.
– Если хотите, мы можем видео показать, – перешел в короткое наступление истец.
– Вы что, каждого посетителя снимаете? – удивился режиссер.
– У нас камеры стоят, – объяснил представитель «Херсонеса».
– Знал бы – некоторые вещи не совершал бы, – тихо произнес Маслов.
«Лендровер» и бабушки
Поскольку истец не смог сформулировать свои требования понятные и Суду, а ответчик не смог с ними ознакомиться, то Суд объявил перерыв. Следующее заседание состоится 15 февраля в 12-00.
Выйдя из здания суда, Маслов прокомментировал свою позицию ожидавшим его на улице из-за коронавирусных ограничений севастопольцам и СМИ.
«Дорогие севастопольцы и херсонеситы! Херсонес на наших глазах превращается в музей деревянного зодчества, против чего я категорически против. Я против ужесточения порядков, что наши бабушки и дедушки перестали в этом месте заниматься оздоровлением. Вытеснение силовиками – я имею в виду службу охраны – этих людей, по моему мнению, является нарушением прав человека», – сообщил народу Маслов.
Режиссер подчеркнул, что он против «театральных площадок на территории священного города».
«Давайте не путать этот очаровательный коммерческий проект, который у меня под балконом каждый день до 11 вечера, со святым местом», – призвал Маслов.
Фундаментальной причиной иска против него, по мнению общественника, являются двойные стандарты – «лицемерие антропогенного фактора». Под их предлогом каждое новое руководство «Херсонеса», начиная с 2014 года, ущемляет права севастопольцев.
«Если на Херсонесе стоит «лендровер», который весит две тонны, а наша бабушка весит максимум килограммов 50 с ботинками и бутылкой воды – считай, это 40 бабушек. Не считая других грузовиков, когда строят сцену – под моим домом проходят целые автопоезда. Этот двойной стандарт, это лицемерие по отношению к севастопольцам. Одним можно делать абсолютно всё, а другим уже много чего делать нельзя», – заявил Андрей Маслов.
Режиссер отдельно поблагодарил независимые СМИ Севастополя и всех неравнодушных горожан, которые не остаются в стороне от проблем сохранения истории города-героя.
Поделитесь этой новостью с друзьями.
Подпишитесь на новости «ForPost» в Яндекс.Дзен, ForPost Podcast, Telegram, Facebook, Youtube, Instagram, ВКонтакте и Одноклассниках
ПОДПИШИТЕСЬ и читайте наш канал!
Если не трудно, 👍 «палец вверх» и поделитесь с друзьями!