Мне каждый день задают вопросы и многие из них повторяются. Вот один из вопросов, который я получаю всё время: "Как мне создать персонажа?"
Мой односложный ответ - Через давление. Персонаж раскрывается и развивается через невзгоды, но дело не только в этом.
Реальная жизнь или кино?
Оба варианта.
Драма имитирует реальную жизнь. А в реальной жизни мы растём и развиваемся, противостоя антагонистическим силам и давлению. Точно так же ваш персонаж (и ваша аудитория) не может испытывать радость или счастье, не испытав печали или страдания. Рост в жизни и в кино происходит из-за давления и противостояния ему.
Если я не буду ходить в спортзал, носить сумки из продуктового и гулять по кварталу - мои мышцы атрофируются. Должно быть сопротивление, и эта сопротивление может быть болезненным. Эй, если нет боли, то значит мышцы не растут - верно? Точно так же вы должны подвергнуть испытаниям своего персонажа, если хотите, чтобы он или она выросли, неважно в лучшую или худшую сторону.
В дополнение к сопротивлению должен существовать ещё один элемент. Это важно как в жизни, так и в драме.
Чтобы представить его, позвольте мне сначала спросить, растёт или портится Майкл в "Крёстном отце"? Он поднимается до положения крёстного отца, но при этом морально падает. И как происходит это восхождение (положительный рост) и падение (отрицательный рост)?
Сопротивление (невзгоды, препятствия, давление) противостоит Майклу, и он должен принимать решения и делать выбор. Поэтому, чтобы ваш персонаж рос позитивно или негативно, он должен обладать свободной волей - способностью принимать решения.
На самом деле, драматическое действие - это когда персонаж умышленно действует против сопротивления, в моменте где важен результат.
Много лет назад я читал сценарий о женщине, у которой был жестокий муж. Она жаловалась на это 100 страниц, а потом её спас сосед. Все ингредиенты для роста и развития присутствовали:
- Невзгоды были всегда.
- Женщина обладала свободной волей и способностью делать выбор.
Но никаких действий против этой сопротивления не было. Она ничего не сделала. Каков результат? Никакого роста персонажа. И никакой драмы. Хотя у нее была свободная воля, она не хотела действовать. Ей не хватало воли действовать.
Так как же создать персонажа? Ваш персонаж должен иметь: 1) волю к действию и 2) сопротивление. Но есть и третий элемент.
Важен ли результат?
Помню, мы с женой смотрели фильм и я сказал: "Мне всё равно, кто будет жить, кто умрёт и что случится." Результат для меня не был важен. Вышеописанные художники (сценаристы, режиссёр, актёры и продюсер) не смогли эмоционально вовлечь меня в персонажей и историю.
"Спасение мира от разрушения" может быть недостаточно сильным результатом, чтобы привлечь вашу аудиторию, если только ваш зритель, ненавидит или очарован одним или несколькими персонажами.
За годы работы консультантом по сценариям я заметил у некоторых писателей-фантастов и сценаристов-экшенов тенденцию чрезмерно выводить сюжет на передний план - они создают крутой мир, космические корабли, изобретательное оружие, CGI-экшн и так далее. В таких случаях я просто спрашиваю их, нравится ли им "Звёздный путь". “Да, конечно”, - всегда отвечают они.
Затем я спрашиваю их, почему им это нравится, и они говорят (имея в виду самый старый или самый новый “Звёздный путь") что-то вроде этого: "О, из-за Кирка, Кости, Спока, Ухуры и Скотти.”
И я отвечаю: "Вот именно."
Может ли эта эмоциональная вовлеченность или идентификация с персонажем быть негативной? Да. В "Тёмном рыцаре" я был связан как с Бэтменом, так и с Джокером.
Есть много элементов, которые объединяются, чтобы вовлечь аудиторию в фильм. В нашем обсуждении мы фокусируемся только на фундаментальных принципах. Эти основы вращаются вокруг построения и раскрытия характера. Должно быть 1) волевое действие, 2) противодействие, 3) где результат важен для персонажа и аудитории. Это верно и для драмы, и для комедии. Характеристики и развитие персонажа тоже очень важны.
Какая разница между характеристикой и развитием характера?
Я стою на углу улицы. Рядом я вижу пьяницу, деловую женщину, молодого пастора и мальчика-подростка. Внезапно машина с семьёй из четырех человек пытается остановиться и врезается в другую машину. Я вижу дым и, возможно, пламя, исходящее от одного из двигателей. Что же делает каждый из этих персонажей?
Мы пока не знаем.
Всё, что мы сделали, - это охарактеризовали их, то есть определили некоторые внешние, визуальные характеристики, но мы не знаем наверняка, какое действие каждый из них предпримет. То, что делает каждый человек, откроет что-то о его характере.
Характер - это внутренняя истина, природа, личность и точка зрения вашего персонажа. Она включает в себя его умственные и моральные качества. Поскольку характер - это нечто внутри человека, требуется противодействие, чтобы раскрыть его или дать ему выражение через действие, диалог и отношение.
Все эти персонажи на моём гипотетическом углу улицы сталкиваются с сопротивлением, и что случиться дальше, по крайней мере для меня, кажется важным. В конце концов, в этих машинах есть раненые, и мы хотим, чтобы они были в безопасности.
Позвольте мне сказать это по-другому. Каждый персонаж в моей маленькой сцене имеет какую-то личную цель, намерение, желание или потребность. Пьяница хочет избежать встречи с полицией. Деловая женщина опаздывает на встречу. Пастору нужно купить цветы. Мальчик-подросток подумывает о том, чтобы выхватить у женщины портфель.
Дорожно-транспортное происшествие создаёт препятствие или противодействие этим различным целям, намерениям, потребностям и желаниям. Каждый персонаж теперь будет совершать действие, которое раскрывает что-то в его характере, но которое также может создавать или изменять характер как положительно, так и отрицательно.
Не исключено, что пастор ушёл в цветочный магазин. Пьяный и подросток бегут к разбитым машинам, чтобы помочь пассажирам. Деловая женщина звонит в полицию по своему смартфону, спеша на встречу. А я? Ну, я сажусь и делаю заметки для своего следующего сценария.
Событие создаёт сопротивление, которое вызывает действие или бездействие. Все персонажи обладают волей делать выбор. Сопротивление не только даёт возможность создать персонажа, но и раскрывает характер. И когда характер меняется происходит рост.
Как ни странно, драма отражает реальную жизнь.
Как можно гарантировать интерес зрителей?
Мотивация.
Например, почему пьяница не хочет, чтобы его видели? Есть ордер на его арест, так что он мотивирован. Если он поможет раненым пассажирам в разбитых машинах, полиция может найти его, особенно когда они появятся на месте происшествия для расследования. Видите ли вы драматические или комедийные возможности?
Почему деловая женщина хочет попасть на свою встречу? Результатом этой встречи может стать большая сделка и возможное повышение. Но может дорожно-транспортное происшествие повлияет на это позже?
Почему пастор хочет цветы? Сегодня день рождения его жены, и она скоро вернется. Он хочет удивить её, потому что их отношения ослабли в последние месяцы. Он мотивирован, потому что хочет спасти свой брак. Что, если позже он узнает, что его жена была в одной из тех разбитых машин?
Почему подросток хочет украсть кошелёк? Ему нужны деньги на велосипед, чтобы помочь семье и устроиться на работу. Что будет с ним, если он обратит свое внимание на раненых пассажиров? Может он поможет, чтобы потом получить от них немного денег? Может ли это стать для него поворотным моментом?
Сюжет - это серия событий, но эти события должны порождать драматические или комедийные ситуации. Что, если подросток, вместо того чтобы помочь раненому, бросится за женщиной, чтобы украсть её портфель? А если там её презентация? Наше участие в мотивации персонажей помогает нам быть вовлеченными в их действия.
Что делать, если персонаж не растёт и не меняется?
Батч Кэссиди не растёт. Сандэнс Кид не растёт. Их характеры раскрываются, однако, через события (сопротивление), которые раскрывают тайны или другие аспекты их внутренней природы. Например, с приближением законников они обнаруживают, что должны спрыгнуть со скалы в реку, чтобы спастись. В этот момент Сандэнс признаётся, что не умеет плавать. И в более поздней сцене Бутч Кэссиди сознаётся, что он никогда не убивал человека.
В любом случае, учатся ли эти ребята чему-то, преодолевают ли недостатки или меняют свою точку зрения на преступную жизнь? Нет. Но характер раскрывается.
А как насчёт вас?
Как вы знаете, вы сталкиваетесь с сопротивлением, когда пишете свой сценарий и когда продаёте его. Один из ключевых моментов - сделать выбор и предпринять действия, которые помогут вам расти как в личном, так и в профессиональном плане. Удачи и продолжайте писать!
Автор: Дэвид Тротье
Автор перевода: Сергей Литвинов . Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.