В одном из прежних материалов («Российские женские романы, где действие происходит в других странах»), а также в комментариях к некоторым другим статьям, я упоминала, что сама пишу книги и одну из них сейчас выкладываю на литературном портале. Ознакомиться с ней и при желании поделиться мнением можно здесь: https://author.today/work/106756
Главная изюминка этой истории в том, что главный герой — чернокожий, как и некоторые другие важные персонажи, при этом значительная часть действия происходит в России. И в процессе работы мне стало интересно, были ли подобные эксперименты у тех авторов женских романов, о которых я пишу здесь, или же мне предстоит быть первопроходцем.
Любовные романы о связях с иностранцами мне встречались нередко, взять хотя бы ту же новогоднюю мелодраму Татьяны Трониной «Принц в подарок» с героем-индусом. В романе Марии Метлицкой «Я буду любить тебя вечно» главная героиня выходит замуж за ливанского дипломата, а в другой ее книге, «Его женщина», менее экзотический вариант — адюльтер с эстонцем. Татьяна Алюшина в романе «В огне аргентинского танго» ввела эпизодическую героиню — страстную уроженку Аргентины, а Елена Вернер любит переносить свои истории на просторы самых далеких стран, от Таиланда до Канады.
А вот именно чернокожие персонажи, как выяснилось, встречаются в такой литературе редко, и в общем это легко понять — прослойка выходцев из Африки в нашей стране все-таки незначительна и мы мало знакомы с их культурой и менталитетом. А кроме того, в силу каких-то предубеждений они в нашем сознании не вписываются в формат романтической истории и чаще всего появляются в эпизодах.
Так что нам далеко до Европы и тем более Америки, где присутствие подобных героев в кино и сериалах стало просто жизненно необходимым. Кроме костюмно-исторических драм о реальных персонах и событиях, легко вычислить незатейливые сентиментальные фильмы для женской и детской аудитории, в которые плеснули магии вуду, соуса тобаско и переливов блюза чисто для галочки. Если диснеевский мультфильм «Принцесса и лягушка» в этом смысле все-таки смотрелся новаторским, то последующие эксперименты уже откровенно скучноваты и неорганичны. Это «Красавица и Чудовище» (2017), «Леди и Бродяга» (2019) и целых три сказочных фильма, вышедших в прошлом году, - «Ведьмы» по сказке Роальда Даля, «Мистер Джангл и рождественское путешествие» и «Питер Пэн и Алиса в стране чудес».
А в изобилии российской бульварной литературы мне удалось найти крайне мало примеров, из которых только два относятся к ключевым персонажам. Остальные вставлены чисто для антуража, разнообразия или акцента на местечковом расизме.
1. Анна и Сергей Литвиновы, «Семейное проклятие»
Герой — Рахман Шанахри, нигериец, студент-заочник, преподающий в частном детском саду ритмику и физкультуру. Авторы называют его «неслыханная диковина для Калядина, самый настоящий афроамериканец, родом из Нигерии» . Смешно уже от одного описания: темнокожего по определению называют афроамериканцем, хотя приехал он из Африки и нигде даже не упоминается, что он вообще был в Америке. Ну и как же обойтись без злопыхателей, норовящих обозвать бедного парня «шоколадкой» и «обезьянкой».
2. Елена Вернер, «Грустничное варенье»
Герой — Филипп, путешественник из Франции, случайный спутник главных героев. Здесь тоже присутствует диспут местных жителей « Ты же сам видел, он негр. Значит, из Америки. — Слышь, их нельзя неграми называть» и акцент на их общей неприветливости.
«У прилавка стоял жилистый темнокожий парень в удобном велосипедном костюме с зажатым под мышкой ярким шлемом. И на английском языке пытался донести что-то до продавщицы. Та взирала на него с суеверным ужасом. Лара невольно задумалась, что пугает продавщицу больше: незнакомый язык, непривычная ситуация или то, что парень не переставая улыбается, радостно и белозубо, даже несмотря на ее полнейшее непонимание».
3. Анна Малышева, «Самое страшное»
Героиня — Лейла, бывшая сокурсница главного героя, выпускница литературного вуза, ныне занимающаяся торговлей. Показана как вполне обычная девушка, которой свойственна впечатлительность и сентиментальность.
«Лейла, худая нервная мулатка, разгоняла повисший перед смуглым лицом сигаретный дым. Наша поэтесса, во времена оны считавшаяся на курсе звездой, действительно была в этот вечер непривычно молчалива, хотя прежде азартно бросалась участвовать во всяких конкурсах».
4. Мария Метлицкая, «Я тебя отпускаю»
Герой — безымянный сотрудник отеля в Венеции, призванный, вероятно, вдохнуть какое-то новое веяние в сонную атмосферу города-музея.
«За дубовой резной темной стойкой лобби стоял молодой чернокожий мужчина с золотой серьгой в ухе. Вид у него был высокомерный и неприступный. Перебирая какие-то документы, на них он и не взглянул. – Вот так, – усмехнулся Илья. – Вот такой сервис! Ну где ты видела такое пренебрежение?»
5. Татьяна Коган, «Персональный апокалипсис»
Героиня — Мэдди, мулатка из Саут-Сайда, возлюбленная, а затем жена одного из главных героев, Томаса Крайтона, очень яркий и позитивный персонаж, боевая подруга и любящая мать.
«Томас, как, впрочем, и нападавшие, не поверил глазам. Мэдди в тоненькой ночной сорочке стояла посредине улицы, в круге света, и целилась из обреза. Полупрозрачная желтая ткань эффектно обтягивала ее спортивную фигуру, кудрявые волосы рассыпались по плечам. Брови сурово сведены, губы сжаты. Выглядела она невероятно, нереально, словно сошедшая с экрана героиня комиксов Марвел».
6. Татьяна Тронина, «Мама, я мальчика люблю»
Героиня — Кинеша, двоюродная сестра главной героини, принцесса из вымышленной африканской страны Такании.
«Посреди станции, на большой сумке, сидела девушка. Нет, еще девочка, смуглая-смуглая, с длинными черными волосами, заплетенными во множество косичек, – кажется, их было не меньше тысячи. Одета она была обыкновенно – кроссовки, джинсы, желтый свитер. Но любой человек догадался бы, что кто-то из ее родителей принадлежал к негроидной расе. У Кинеши был совершенно особенный взгляд. Сначала Римма не могла понять, в чем тут дело, – вроде глаза у Кинеши обыкновенные, правда, очень большие, и ресницы хоть и густые, но вполне человеческие. «Она же принцесса! – осенило неожиданно Римму. – Ну да, дочь короля… Только люди с королевской кровью могут так смотреть!» Кинеша глядела поверх толпы, и, казалось, люди вокруг осторожно огибали ее, словно чувствуя то величие, которое исходило от этой смуглой девчонки. Царственный взгляд – мудрый, спокойный и печальный».
Ну а герой моей книги родом из немного сказочной и в то же время страшной страны Эфиопии, которая действительно существует, и эта история рассказывает немало интересного о ее культуре, быте и людях)