В Каталонском атласе от 1375 года было отмечено место на северном берегу озера Иссык-Куль, которое отмечено надписью:
«Место, называемое Иссык-Куль. В этом месте монастырь братьев армянских, где пребывает тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста».
Но мощи святого Матвея находятся в итальянском городе Салерно. Тогда что это за монастырь на Иссык-Куле и кто там погребен?
О самом Матфее известно только, что он был сборщиком пошлин у римлян - мытарем и звали его Левием. Погиб Левий Матфей или в Эфиопии, или Малой Азии (город Иераполис).
Мощи Матфея и монастырь, где он якобы был захоронен по Каталонскому атласу, в 1857 году отправился искать известный русский путешественник Петр Семенов. Но из-за недостаточности времени Семенов не смог ничего найти.
Но возможно, монастырь (а с ним и мощи Матфея) ушли под воду в XVI веке, когда воды Иссык-Куля сильно поднялись.
Поэтому, в 1871 году губернатор Семиреченской области Г.Колпаковский продолжил исследования берегов Иссык-куля, в том числе и подводной его части. Под воду спускались пловцы, которые установили, что там есть затопленные поселения, в том числе и целый город.
Поэтому, вполне вероятно, что в окрестностях Иссык-Куля мог быть христианский несторианский монастырь (в Центральной Азии существовала большая община несториан). Несториане сбежали в Азию из Византийской империи из-за гонений на них как еретиков. В то же время, несториане могли не строить свой монастырь, а использовать строения, ранее покинутые людьми. И несториане вполне могли иметь с собой мощи святого Матфея, так как по одной из версий он был казнен в Малой Азии.
Но, никакой армянской церкви в Центральной Азии, как упоминается в Каталонском атласе не было!
Вообще, в Киргизстане находят очень много артефактов несторианской церкви, написанные сирийским языком. Но, в 1892 году, около современного Бишкека была обнаружена надпись на камне "Настоятель Иоан - армянский епископ" и дата 772 год по армянскому летоисчислению (то есть 1323 год). Также, была надпись на сирийском языке - Это могила Йоханана, армянского епископа".
Так что армянские священники вполне могли посещать эти места в Средневековье. Но посещали они скорее всего не прибрежный монастырь, а какой-нибудь комплекс в горах, так как каменную надпись нашли в горной местности.
Это дает возможность предполагать, что монастырь с мощами святого Матфея мог находиться также в горах. И туда было организовано паломничество.
Несторианству в этом регионе был нанесен удар во времена Тамерлана. Именно, тогда несторианские общины прекратили свою открытую деятельность, опасаясь преследований со стороны адепта ислама - Тимура.