В начале 90-х на волне гласности и распада СССР в СМИ просочилась информация о существовании в столице секретных линий правительственного метро, строившихся с конца 1930-х годов и предназначенных для эвакуации высшего руководства страны и военного командования в безопасное убежище и к стратегическим военным командным пунктам в случае начала военных действий, например со стороны НАТО, или революции.
Таким образом, пока советские граждане стояли в очередях за дефицитной курицей и югославской стенкой, в стране строились десятки километров метротоннелей и бункеров, которые, скорее всего, использовались по назначению от силы пару раз. Строительством спецобъектов занимается компания Трансинжстрой из подмосковного Одинцово, в советское время именовавшаяся Управлением 10А.
За этой системой альтернативного метро после публикации в 1992 году в журнале Юность фантастического романа Преисподняя писателя Владимира Гоника с местом действия в московских подземельях прочно закрепилось название Метро-2. Точная трассировка линий по-прежнему является гостайной, однако специалистами по крупицам из открытых источников была собрана примерная информация о масштабах спецметросистемы.
В целом все тоннели Метро-2 однопутные и имеют глубокое заложение, на некоторых станциях имеются разъезды. Контактный рельс отсутствует, как подвижной состав используются дизель-аккумуляторные электровозы вместе с вагонами Еж-6, а также рельсовые автобусы РА-1. Рельсы утоплены в бетоне, чтобы по тоннелю можно было проехать и на авто. Система находится под контролем ФСБ. Станции не имеют парадной облицовки и похожи на технические платформы в обычном метро.
1.Ответвление к Бункеру Сталина в Измайлово
Единственный рассекреченный и уже не действующий правительственный тоннель был сооружен в 1942 году, находился на ответвлении на перегоне Семеновская - Партизанская, и вел он к стадиону Измайлово, под которым во время ВОВ находился запасной командный пункт Главнокоммандующего Иосифа Сталина, построенный к 1939 году, в народе получивший название Бункер Сталина. Тоннель имел мелкое заложение на глубине около 5 метров. До Кремля правительственные поезда ходили по путям обычной Арбатско-Покровской линии метро.
В середине 1970-х годов при строительстве гостиничного комплекса Измайлово потерявший актуальность тоннель был частично разобран, а оставшаяся его часть была превращена в кабельный коллектор. В 1996 году в бывшем бункере был организован музей с воссозданием примерной обстановки сталинских лет.
2.Линия Д6 (Здание ЦК КПСС - Аэропорт Внуково-2)
Предположительно строительство велось поэтапно с 1950х по 1980е годы, ее протяженность примерно 25 км. Линия тянется на юго-запад примерно повторяя трассу Сокольнической линии и имеет с ней единственное известное соединение между гражданским метро и Метро-2. Оно представляет собой продолжение оборотного тупика за станцией Спортивная.
Трасса начинается под бывшим зданием ЦК КПСС (ныне Администрации Президента) на Старой площади, затем идет через Кремль к Генштабу на Воздвиженке. Далее трасса ведет к комплексу зданий Минобороны на Фрунзенской наб., после него находится гейт в обычное метро, а линия под Москва-рекой идет в Подземный город Раменки-43 на 30 тыс. мест под пустырем за библиотекой МГУ. Следующие остановки - Академия ФСБ на Мичуринской просп. у Олимпийской деревни и Академия Генштаба в Тропарево (либо Лаборатория измерений и испытаний Московского метрополитена в Тропаревском лесопарке), а на конечную линия приходит в Правительственный аэропорт Внуково-2. По слухам, по этой линии во Внуково эвакуировали сотрудников ЦК КПСС после провала августовского путча ГКЧП в 1991 году.
3.Линия Кремль - Ближняя Дача Сталина
Линия, завершенная в 1956 году, связывает Кремль, некоторые объекты на Арбате, здание МИДа на Смоленской пл., Пл. Киевского вокзала, где находится один из бункеров связи, далее идет в сторону Парка Победы до бывшей Ближней дачи Сталина в Волынском и бывшей Волынской больницы. Говорят, что строительство велось параллельно с глубоким Арбатским радиусом.
Также по неподтвержденным данным от системы имеется ответвление, построенное в 70-х годах, которое идет от Киевского вокзала вдоль Бережковской наб. через гостевые дома ФСО и Мосфильмовскую ул. до подземного города в Раменках. Как вариант, может иметься и другое ответвление к гостинице Украина и Белому дому.
4.Кремль - Пансионат Бор
Линия длиной около 60 км построена в конце 80-х годов. Начинается от Кремля, затем идет на юг параллельно Варшавскому шоссе через город Видное в правительственный пансионат Бор в городском округе Домодедово, где находится запасной командный пункт Генштаба. По воспоминаниям дачников в окрестностях Видного, в начале 80-х в полях вблизи деревень и СНТ копали большие и глубокие ямы по одной линии.
Говорят, что на линии есть техническая станция, на которую ведут таинственные лестницы с Третьяковской Калининской линии, закрытые жалюзи. Хотя по другой версии, это просто задел под будущий второй переход на Новокузнецкую.
5.Кремль - пос. Заря
Ветка длиной 25 км также была сдана в эксплуатацию в разгар Перестройки. Она начинается от Кремля, проходит через здание ФСБ на Лубянке, штаб ПВО Московского военного округа на Мясницкой, 33, а далее идет параллельно шоссе Энтузиастов и через Измайловский парк заканчивается в пос. Заря под Железнодорожным, где находится военный городок с 20 000 жителей, а на глубине 120 метров построен еще один подземный город на 1000 мест - Центральный командный пункт войск ПВО.
Понравилось? 👍 Ставь лайк, сделай репост в соцсетях!
☑️ Подпишись на наши новые статьи в ленте Дзена!
Читай также: 6 станций метро Москвы с изогнутыми платформами