Найти тему
ГодЛитературы

В помощь школьнику. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» (1848)

Оглавление

1-я неделя февраля. 9 класс. В феврале девятиклассники впервые погружаются в своеобразный мир Фёдора Михайловича Достоевского, с творчеством которого до этого они были знакомы только по рассказу «Мальчик у Христа на ёлке»

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» (1848) / godliteratury.ru
Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» (1848) / godliteratury.ru

Текст: Ольга Разумихина

Конечно, из этого правила есть исключения. Образовательных программ развелось невообразимое количество, и в каких-то школах шестиклассники читают повесть «Мальчики» (которая, по-хорошему, является частью романа «Братья Карамазовы»), в других семиклассники штудируют отрывки из «Бедных людей». Но всё-таки средний по больнице школьник полноценно знакомится с творчеством Достоевского начиная с девятого класса. И если «Мальчик у Христа на ёлке» — это, при всём уважении к Фёдору Михайловичу, адаптированная под русские реалии версия андерсеновской «Девочки со спичками», то в «Белых ночах» есть практически всё, что принято называть «достоевщиной»:

  • главный герой — безнадёжно одинокий, тонко чувствующий, не способный строить доверительные отношения или строящий их с огромным трудом;
  • надрывная, почти трагическая любовная зависимость, обрекающая каждого участника союза на муки, физические или душевные;
  • больной Петербург, город душевнобольных, преступников, нищих и развратников;
  • неспешное развитие действия — и душераздирающая развязка.
-2

Первая неделя марта. Петербург Достоевского

Мрачное мировоззрение Достоевского во многом обусловлено его биографией: классик потерял горячо любимую мать, когда ему было всего 16 лет, и всю жизнь страдал от тяжёлой болезни — эпилепсии. Однако в мире, населённом героями Фёдора Михайловича, есть и светлые стороны. Будучи человеком глубоко верующим, он верил в очистительную силу страдания — и в милосердие Бога, Его скорбь по каждому униженному и оскорблённому, так и не удостоившемуся простого человеческого счастья.

Таковым и является Мечтатель — центральный персонаж повести «Белые ночи». Но прежде чем рассуждать о его судьбе, поразмыслим о названии произведения.

Блеск безлунный

Как в любом классическом тексте, в повести Ф. М. Достоевского нет случайных фраз. Название произведения не только указывает на известное чудо природы (белые ночи, если кто-то не знает, — это явление, свойственное для северных регионов, когда освещение на протяжении всех суток остаётся достаточно ярким, чтобы, например, читать без свечи и настольной лампы), но и отсылает к легендам, которыми это явление окутано.

Впрочем, в начале XIX века поэты и писатели относились к ночам, исполненным света, скорее восторженно, чем тревожно. Начитанный школьник уже вспомнил строки из «Медного всадника» А. С. Пушкина (1833):

-3

Достоевский, русская реформа и русская идея

Люблю тебя, Петра творенье, <...>

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса...

Вдохновлялись белыми ночами и другие российские классики, — например, А. Н. Плещеев , который и послужил прототипом для главного героя повести Достоевского. Вот какое стихотворение он написал в 1844-м, за четыре года до публикации Фёдора Михайловича:

ДАЧИ

Люблю я вас, дачки! Идёшь себе ночью,

А окна, балконы отворены все;

И звук фортепьяно оттуда несётся,

И льются напевы в ночной тишине.

А вот у окна вдруг явилась головка;

Вот чёрные очи как звезды блестят,

На плечах лилейных шелковые кудри,

Атласные щёчки румянцем горят!

И смотришь — а ночь так свежа и ясна,

И розами пахнет, и светит луна!

Дачки — это те самые загородные домишки, куда петербуржцы разъезжались на лето и которые упомянуты в повести «Белые ночи». Очевидно, лирический герой Плещеева бродил по окрестностям Петербурга в июне — начале июля: электрического освещения, как на нынешних дачных участках, в 1840-х гг. не существовало, так что в другой ситуации молодой человек вряд ли бы так вольготно разгуливал, не опасаясь споткнуться о корягу.

Наконец, ещё один эстет и ценитель тёмного времени суток — В. Г. Бенедиктов — в 1859 году создал стихотворение «Светлые ночи», и начинается оно вот так:

-4

РГАЛИ. Федор Достоевский

Не всё-то на севере худо,

Не всё на родном некрасиво:

Нет! Ночь наша майская — чудо!

Июньская светлая — диво!

Любуйтесь, бессонные очи!

Впивайтесь всей жадностью взгляда

В красу этой северной ночи!

Ни звёзд, ни луны тут не надо...

Это, конечно, написано спустя 11 лет после первой публикации повести Достоевского, — но тенденция понятна. Да что там говорить о середине XIX века, если и сейчас белые ночи — символ радости, беззаботности, новых надежд и устремлений? Не случайно именно в это время в Санкт-Петербурге проходят парад выпускников «Алые паруса», международный музыкальный фестиваль, Ночь музеев и ещё десятки шумных и весёлых мероприятий.

Вот только с 1860 года — после того как Фёдор Михайлович отредактировал и переиздал повесть и она произвела куда больший резонанс, чем в 1848-м, — восприятие пишущими петербуржцами белых ночей стало куда более тревожным. Так, в 1862 г. Яков Полонский опубликовал вот такое произведение:

Дым потянуло вдаль, повеяло прохладой.

Без тени, без огней, над бледною Невой

Идёт ночь белая – лишь купол золотой

Из-за седых дворцов, над круглой колоннадой,

Как мертвеца венец перед лампадой...

Оканчивается стихотворение явлением «тёмного монумента» — того самого медного всадника, который погубил несчастного Евгения из пушкинской поэмы и который, будучи изваянием, оказывается живее всех живых.

Эту новую тенденцию — восприятие белых ночей как чего-то зловещего, лукавого, щедро дарующего надежды и немедленно их отнимающего — переняли классики Серебряного века; стихи похожего содержания можно найти и у Блока , и у Ахматовой , и у Кузмина . Вот, например, короткое стихотворении Анны Андреевны, которое так и называется — «Белой ночью» (1911):

-5

Поэзия Серебряного века. 11 класс. В помощь школьнику

Ах, дверь не запирала я,

Не зажигала свеч,

Не знаешь, как, усталая,

Я не решалась лечь.

Смотреть, как гаснут полосы

В закатном мраке хвой,

Пьянея звуком голоса,

Похожего на твой.

И знать, что всё потеряно,

Что жизнь — проклятый ад!

О, я была уверена,

Что ты придёшь назад.

Но что же такого произошло в повести Ф. М. Достоевского — такого, что прежде безобидное природное явление превратилось в игрушку злых сил?

Четыре ночи

Центральный персонаж произведения — Мечтатель, одинокий молодой человек, который живёт в съёмной комнатушке, где-то служит — и получает скудное жалованье, которого едва хватает на арендную плату и содержание кухарки Матрёны. О том, как бедолага оказался в Петербурге, читатель ничего не знает; скорее всего родители Мечтателя, жившие в каком-нибудь мелкопоместном городке, умерли, и он, отгоревав, переехал в чужой город в надежде выучиться и подзаработать. (Кстати, такая «безродность» характерна для многих героев-петербуржцев: ни Евгений из вышеупомянутого «Медного всадника», ни Башмачкин из гоголевской «Шинели» , ни Чартков из гоголевского же «Портрета» семьи не имели). Однако жизнь Мечтателя нельзя назвать скучной, потому что он обитает в мире, созданном его фантазией:

-6

Первым «блогером» был Достоевский

«...уже восемь лет, как я живу в Петербурге, и почти ни одного знакомства не умел завести. Но к чему мне знакомства? Мне и без того знаком весь Петербург; вот почему мне и показалось, что меня все покидают, когда весь Петербург поднялся и вдруг уехал на дачу. <...>. Пойду ли на Невский, пойду ли в сад, брожу ли по набережной — ни одного лица из тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час целый год. Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. <...> [Я] любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся. Я почти свёл дружбу с одним старичком <...>. Физиономия такая важная, задумчивая; всё шепчет под нос и махает левой рукой, а в правой у него длинная сучковатая трость с золотым набалдашником. Даже он заметил меня и принимает во мне душевное участие. Случись, что я не буду в известный час на том же месте Фонтанки, я уверен, что на него нападет хандра».

Помимо прохожих со знакомыми физиономиями, Мечтатель «дружит» с домами. Он, словно ребёнок, наделяет их мыслями и чувствами:

«Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто <...> говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж». <...> Или: «Я чуть не сгорел и притом испугался» и т. д. Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора. Нарочно буду заходить каждый день, чтоб не залечили как-нибудь, сохрани его господи!.. Но никогда не забуду истории с одним прехорошеньким светло-розовым домиком. Это был такой миленький каменный домик <...>. Вдруг, на прошлой неделе, я прохожу по улице и, как посмотрел на приятеля, — слышу жалобный крик: «А меня красят в жёлтую краску!» Злодеи! варвары! они не пощадили ничего: ни колонн, ни карнизов, и мой приятель пожелтел, как канарейка».

В этом фрагменте впервые появляется столь любимый Достоевским жёлтый цвет — но, опять же, не яркий и жизнерадостный, а такой, каким поныне красят стены в столовых и больницах: быстро выцветающий, унылый, само воплощение томительного ожидания в какой-нибудь очереди. Этот цвет у Фёдора Михайловича имеет ещё один скрытый смысл: он — предвестник душевного помешательства.

-7

Гоголь, Достоевский, братья Коэны

Вскоре в жизни Мечтателя происходит разительная перемена. Однажды, разгуливая по Петербургу в ночное время, он встречает девушку — и спасает её от господина «солидных лет, но нельзя сказать, чтоб солидной походки» ; попросту говоря, от пьяницы, решившего воспользоваться девичьей беспомощностью. Отогнав злодея при помощи «превосходной сучковатой палки» , Мечтатель удостаивается благодарного взгляда — и обретает сердечного друга. Правда, ненадолго.

Вскоре читатель понимает, почему семнадцатилетняя Настенька — барышня скромная, милая и чувственная — вздумала разгуливать по ночам, хотя это небезопасно и сейчас, а в середине XIX века было нонсенсом. Оказывается, что девушка — такая же сирота, как и (скорее всего) Мечтатель, но если у последнего есть свобода, то Настенька лишена её напрочь:

«Есть у меня старая бабушка. Я к ней попала ещё очень маленькой девочкой, потому что у меня умерли и мать и отец. Надо думать, что бабушка была прежде богаче, потому что и теперь вспоминает о лучших днях. Она же меня выучила по-французски и потом наняла мне учителя. Когда мне было пятнадцать лет <...>, учиться мы кончили. Вот в это время я и нашалила; <...> проступок был небольшой. Только бабушка подозвала меня к себе в одно утро и сказала, что так как она слепа, то за мной не усмотрит, взяла булавку и пришпилила мое платье к своему, да тут и сказала, что так мы будем всю жизнь сидеть, если, разумеется, я не сделаюсь лучше...»

«Повезло» Настеньке только в одном: по ночам бабушка крепко спит, а значит, можно всё-таки сбежать из дому. А раз настали белые ночи — грех этим не воспользоваться! Вот только, наконец-то получив возможность ходить куда глаза глядят, Настя не испытывает должного восторга. Девушка не перестаёт думать о «жильце», который год тому назад снимал у них с бабушкой комнату, давал читать романы и в конце концов пообещал главной героине руку и сердце. Но свадьба состоится, только если «жилец» поднакопит деньжат. И вот молодой человек уехал на службу в другой город... но не передумал ли он связывать себя узами брака?

Проклятые вопросы

-8

5 писателей, избежавших казни

Развязка повести «Белые ночи» ставит перед читателем множество вопросов, однозначного ответа на которые, как водится, нет. Что же такое это «мечтательство»: свойство высокой, тонко чувствующей души — или нежелание быть ответственным за собственную жизнь? Как поступить, если любимая девушка отдала сердце другому: бороться — или отпустить? И наконец, откуда черпать силы человеку, который потерял самое дорогое?

Впрочем, какими бы тяжёлыми ни были испытания, выпавшие на долю Мечтателя, его прототипу — тому самому поэту Плещееву — пришлось ещё хуже: в 1949 году он, как и Достоевский, был осуждён и приговорён к смертной казни (казнь через какое-то время заменили каторгой).

С другой стороны, Плещеева, как и самого Достоевского, это не сломило. Последние годы жизни поэт провёл в роскошном особняке, в окружении нежно любимых детей — два сына и две дочки — и друзей-литераторов, которым он то и дело дарил крупные суммы. Просто так.

Увы, здесь Мечтателю остаётся только завидовать...