Найти тему
ru-memorials

Бронетанковая техника СССР. ИС-3

Оглавление

Танк ИС-3.

Характерные особенности.

Корпус и башня танка - оригинальной конфигурации с большими толщинами броневых листов.

Лобовые листы корпуса установлены с двойным наклоном под большим углом к вертикали.

-2

На литой башне сферической приплюснутой формы боковые стенки тоже имеют большой угол наклона.

-3

Кормовой лист корпуса для удобства доступа к агрегатам силовой передачи сделан откидным.

-4

Механик-водитель размещается впереди по оси машины.

Над его сиденьем имеется люк с крышкой, отодвигающейся в сторону, в которой установлен смотровой прибор.

-5

За сиденьем в днище находится люк запасного выхода.

-6

В крыше башни прорезан большой овальный люк, закрываемый двумя крышками.

В правой крышке закреплён смотровой прибор заряжающего, в левой расположен командирский люк наблюдения, закрытый круглой вращающейся крышкой, в которой установлен смотровой прибор командира.

Изображение: http://sevenbytes.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=33
Изображение: http://sevenbytes.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=33

Пушка танка Д-25 спарена с пулемётом ДТМ.

Начальная скорость бронебойного снаряда 781 м/с.

-8

На крыше башни на турели установлен зенитный пулемёт ДШК.

Боекомплект составляет 28 выстрелов раздельного заряжания, 765 патронов к пулемёту ДТМ и 250 патронов к пулемёту ДШК.

-9

Для стрельбы прямой наводкой имеется прицел ТШ-17.

Механизм поворота башни - планетарный, с ручным и электрическим бесступенчатым приводами.

Максимальная скорость поворота 12 градусов в секунду.

Регулирование скорости осуществляется по схеме Леонарда.

-10

Электропривод оборудован системой командирского управления: командир может, удерживая цель в поле зрения своего прибора, нажать на кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути.

При совпадении линии визирования с направлением оси канала ствола башня останавливается.

-11

Двигатель танка В-11-ИС3 крепится на кронштейнах, приваренных к бортовым листам корпуса.

Наружные топливные баки подключены к внутренним и могут быть сброшены.

-12

Воздухоочистители поставлены типа "Мультициклон".

В систему охлаждения встроен котёл для подогрева охлаждающей жидкости при помощи паяльной лампы.

Запуск двигателя осуществляется стартером СТ-700 и воздухом.

Инерционный стартер изъят.

Силовая передача и ходовая часть - такие же, как и на танке ИС-2.

-13

Система электрооборудования однопроводная, 24-вольтовая.

Имеются генератор мощностью 1500 Вт и четыре аккумуляторные батареи.

Машина оборудована радиостанцией 10-РК-26 и ТПУ-4бисФ.

Танк ИС-3 - хорошо бронированная, обладающая мощным вооружением боевая машина.

По компоновке, габаритным размерам, конфигурации корпуса и башни он выделялся в лучшую сторону по сравнению со всеми танками этого класса отечественного и зарубежного производства.

-14

Недостаточная надёжность в эксплуатации вследствие малой жёсткости корпуса несколько снижала его превосходство над другими танками.

Танк ИС-3 в Великой Отечественной войне на советско-германском фронте участия не принимал.

Разновидности.

В 1948-1952 годах танк ИС-3 подвергался модернизации, направленной на устранение конструктивных недостатков.

Были усилены кронштейны крепления двигателя, изменено крепление КП, усилен подбашенный лист, усовершенствована конструкция главного фрикциона, улучшены уплотнения бортовой передачи и опорных катков.

Вместо ручного маслоподкачивающего насоса установлен электрический.

Радиостанция 10-РК заменена на 10-РТ.

Танк ИС-3М.

Характерные особенности.

При модернизации танка ИС-3 внесены следующие изменения и дополнения:

- увеличена жёсткость корпуса путём введения планок в кормовой лист и раскосов в днище.

На днище перед КП вырезан люк и закрыт крышкой, приваренной внакладку с целью увеличения зазора между КП и днищем;

-15

- пулемёт ДШК заменён на модернизированный ДШКМ;

- уплотнён вращающийся колпак командирского люка;

- установлен прибор ночного видения ТВН-2 механика-водителя;

- вместо В-11-ИС3 поставлен двигатель В-54К-ИС.

Изображение: http://sevenbytes.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=33
Изображение: http://sevenbytes.ru/forum/viewtopic.php?f=18&t=33

Воздухоочистители типа "Мультициклон" заменены на ВТИ-2 с эжекционным удалением пыли.

В системе смазки смонтирован новый масляный бак с теплообменником и пеногасителем.

В систему охлаждения встроен подогреватель НИКС-1 с электроприводом;

- предусмотрено крепление на корме дополнительных бочек с топливом;

-17

- агрегаты силовой передачи и ходовая часть модернизированы так же, как и на танке ИС-2М;

-18

- в систему электрооборудования введена двухпроводная цепь дежурного освещения.

На корме смонтирована штепсельная розетка внешнего запуска.

На части танков снята система командирского управления.

Контрольно-измерительные приборы непосредственного действия заменены электрическими;

- установлены радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120.

Модернизация в значительной степени повысила надёжность танка.

-19

Цитируется по: Ю.Н. Вараксин, И.В. Бах, С.Ю. Выгодский. Бронетанковая техника СССР (1920-1974). Справочное издание. - М.: ЦНИИ информации, 1981 г. стр.261-263.