Найти тему

Кораблекрушения, почему их стало так много на флоте?

Оглавление
Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Всё чаще и чаще, всё большее количество судов, разных типов и предназначения, начиная от обычных двух вёсельных лодок и заканчивая огромными контейнеровозами и круизными лайнерами, терпят бедствие в бушующих водных просторах. Попадают в затруднительные, нестандартные аварийные ситуации, часто осложнённые плохими погодными условиями. Также всё больше случаев встречается, когда даже на спокойной воде и не далеко от берега, или у причала в порту, происходят трагические события. Что же является основными причинами возникновения подобных ситуаций, особенно в таком количестве?

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Водная стихия, вместе с остальными, ошибок не прощает, не терпит слабости и некомпетентности! Одной из первых причин является то, что очень мало стали уделять внимания морской безопасности и безопасности мореплавания. Обучение борьбе за живучесть судна, превратилось больше в формальность, а это один из важнейших моментов в подготовке моряка. В дополнение к теоретической подготовке, необходимо проводить практические занятия в условиях, максимально приближённых к тем, в которых придётся работать.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

А именно, в реальных условиях поучаствовать, в операциях по спасению на воде, тушению пожаров с эвакуацией из зоны огня, в мероприятиях по изучению и применению спасательных средств, средств пожаротушения, с последующим оказанием как первичной, так и основной медицинской помощи. Почему всё это так важно, особенно учебный и практический курс “БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА”. Потому, что Корабль – это лучшее спасательное средство в океане, в море или на реке, особенно в штормовую погоду с низкой температурой забортной воды. В которой долго не пробудешь и не так-то просто спустить спасательные шлюпки и залезть в спасательные плоты, плюс гипотермия от переохлаждения.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Сейчас часто приходится видеть, как экипажи пытаются спасти только себя, забывая о товарищах и о самом корабле, лучшем спасательном средстве, бросают, не попытавшись даже побороться за него. В спешном порядке покидают судно, которое потом часто остаётся на плаву, а экипаж, не справившись с эмоциями и ситуацией, преждевременно эвакуировавшись, пропадает в морской стихии. К большому сожалению, не каждый в наше время обучен выживанию на море и имеет соответствующий опыт.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Также одной из важных причин является слабая подготовка людей, которые решили связать свою жизнь с флотом, получив одну из морских специальностей, или просто иногда любят порыбачить с лодки, или отправиться на отдых в круиз. Подготовка должна быть на высоте как физиологическая и психологическая, так и профессиональная, которой очень часто не хватает, при столкновении с трудностями и стихиями, бушующими на водных просторах.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Уровень обучения, сам по себе стал очень низкий, представители морских профессий, зачастую выходят сейчас после обучения очень слабыми и совсем сырыми специалистами. Не проходят ни судоремонт, ни вспомогательный или каботажный флот, ни подготовку в морских учебных центрах, с применением приобретённых навыков на практике, навыков по спасению на воде, борьбе с пожарами и конечно борьбе за живучесть судна.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Многие надеются на то, что в море всему научат. Поверьте, не научат, за редким исключением конечно, кто-нибудь может и поделиться знаниями. Учиться нужно сразу и хорошо, для того чтобы быть профессионалом своего дела и востребованным специалистом в серьёзных судоходных компаниях, а не загибаться всю карьеру на доживающих свой век судах, о которых так же, как и о вас, не сильно будут заботиться.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

Ещё очень важной и отдельной проблемой на современном флоте, является на данный момент, всё большая степень автоматизации и компьютеризации процессов, без несения постоянной вахты в машинном отделении и отсутствия порой возможности перевода её, в полном объёме, на ручное управление. Что привело к сокращению численности экипажа до опасного минимума, и его неспособностью справляться с опасными ситуациями, при выходе из строя электронного управления, из-за отсутствия опыта несения вахты, опыта судоремонта и опыта эксплуатации в аварийных и штормовых условиях.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

На многих новых теплоходах, это не всегда можно сделать, даже если обладаешь всеми нужными навыками, из-за того, что всё или почти всё управление и контроль отдали компьютерам, даже не продублировав. По этой же причине, теперь на современном флоте можно всё больше встретить обычных программистов, а не механиков и штурманов. Не пройдя старый, изношенный флот, работая по всему миру, с постоянным несением вахты и ремонтами своими руками и силами. А также все ступени карьерного роста, от моториста – матроса до Старшего механика и Капитана, невозможно приобрести серьёзный опыт и знания.

Фото автора из личного архива
Фото автора из личного архива

В заключение ко всему сказанному, подведём итоги. Одними из основных причин возникновения, на современном флоте, столь тяжёлой обстановки, являются:

  1. Недостаточный, и не всегда качественный, уровень образования и подготовки как у экипажей, так и представителей судоходных компаний, как теоретический, так и практический.
  2. Отсутствие надлежащего опыта мореплавания и в должном объёме.
  3. Нарушение норм и правил морской безопасности и безопасности мореплавания.
  4. Нарушение ПТЭ (правил технической эксплуатации),
  5. Халатное и безответственное отношение к своим обязанностям.
  6. Сокращение численности экипажей до опасного минимума.
  7. Не своевременный и некачественный ремонт.
  8. Чрезмерный и излишний уровень автоматизации и компьютеризации процессов.
  9. Постройка новых судов, несоответствующих реальным требованиям и нормам морской безопасности и безопасности мореплавания, которые диктует сама стихия.
  10. Недостаточная забота судовладельцев о своём флоте и экипажах.
  11. Ну и конечно, мощь и сила Мирового Океана.

И пусть Вас хранит Бог!!!

Автор фото и статьи Геннадий Дорофеев

Механик дальнего плавания

Задавайте вопросы, подписывайтесь на канал, пишите в тематических чатах на странице.

Читайте также: Индия – страна контрастов. Мой опыт работы в Индийской судоходной компании.

Двигатель не пускается, что делать? Советы морского механика.

Ремонт Главного Двигателя на корабле, прямо в море! Как перебрать сальник штока?

Деньги или Романтика? Сколько можно заработать за один контракт, начинающему моряку или опытному морскому волку?

Какой самый красивый морской пролив в мире? Пролив Босфор в Турции! Собираемся в путешествие!