Всё чаще и чаще, всё большее количество судов, разных типов и предназначения, начиная от обычных двух вёсельных лодок и заканчивая огромными контейнеровозами и круизными лайнерами, терпят бедствие в бушующих водных просторах. Попадают в затруднительные, нестандартные аварийные ситуации, часто осложнённые плохими погодными условиями. Также всё больше случаев встречается, когда даже на спокойной воде и не далеко от берега, или у причала в порту, происходят трагические события. Что же является основными причинами возникновения подобных ситуаций, особенно в таком количестве?
Водная стихия, вместе с остальными, ошибок не прощает, не терпит слабости и некомпетентности! Одной из первых причин является то, что очень мало стали уделять внимания морской безопасности и безопасности мореплавания. Обучение борьбе за живучесть судна, превратилось больше в формальность, а это один из важнейших моментов в подготовке моряка. В дополнение к теоретической подготовке, необходимо проводить практические занятия в условиях, максимально приближённых к тем, в которых придётся работать.
А именно, в реальных условиях поучаствовать, в операциях по спасению на воде, тушению пожаров с эвакуацией из зоны огня, в мероприятиях по изучению и применению спасательных средств, средств пожаротушения, с последующим оказанием как первичной, так и основной медицинской помощи. Почему всё это так важно, особенно учебный и практический курс “БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ СУДНА”. Потому, что Корабль – это лучшее спасательное средство в океане, в море или на реке, особенно в штормовую погоду с низкой температурой забортной воды. В которой долго не пробудешь и не так-то просто спустить спасательные шлюпки и залезть в спасательные плоты, плюс гипотермия от переохлаждения.
Сейчас часто приходится видеть, как экипажи пытаются спасти только себя, забывая о товарищах и о самом корабле, лучшем спасательном средстве, бросают, не попытавшись даже побороться за него. В спешном порядке покидают судно, которое потом часто остаётся на плаву, а экипаж, не справившись с эмоциями и ситуацией, преждевременно эвакуировавшись, пропадает в морской стихии. К большому сожалению, не каждый в наше время обучен выживанию на море и имеет соответствующий опыт.
Также одной из важных причин является слабая подготовка людей, которые решили связать свою жизнь с флотом, получив одну из морских специальностей, или просто иногда любят порыбачить с лодки, или отправиться на отдых в круиз. Подготовка должна быть на высоте как физиологическая и психологическая, так и профессиональная, которой очень часто не хватает, при столкновении с трудностями и стихиями, бушующими на водных просторах.
Уровень обучения, сам по себе стал очень низкий, представители морских профессий, зачастую выходят сейчас после обучения очень слабыми и совсем сырыми специалистами. Не проходят ни судоремонт, ни вспомогательный или каботажный флот, ни подготовку в морских учебных центрах, с применением приобретённых навыков на практике, навыков по спасению на воде, борьбе с пожарами и конечно борьбе за живучесть судна.
Многие надеются на то, что в море всему научат. Поверьте, не научат, за редким исключением конечно, кто-нибудь может и поделиться знаниями. Учиться нужно сразу и хорошо, для того чтобы быть профессионалом своего дела и востребованным специалистом в серьёзных судоходных компаниях, а не загибаться всю карьеру на доживающих свой век судах, о которых так же, как и о вас, не сильно будут заботиться.
Ещё очень важной и отдельной проблемой на современном флоте, является на данный момент, всё большая степень автоматизации и компьютеризации процессов, без несения постоянной вахты в машинном отделении и отсутствия порой возможности перевода её, в полном объёме, на ручное управление. Что привело к сокращению численности экипажа до опасного минимума, и его неспособностью справляться с опасными ситуациями, при выходе из строя электронного управления, из-за отсутствия опыта несения вахты, опыта судоремонта и опыта эксплуатации в аварийных и штормовых условиях.
На многих новых теплоходах, это не всегда можно сделать, даже если обладаешь всеми нужными навыками, из-за того, что всё или почти всё управление и контроль отдали компьютерам, даже не продублировав. По этой же причине, теперь на современном флоте можно всё больше встретить обычных программистов, а не механиков и штурманов. Не пройдя старый, изношенный флот, работая по всему миру, с постоянным несением вахты и ремонтами своими руками и силами. А также все ступени карьерного роста, от моториста – матроса до Старшего механика и Капитана, невозможно приобрести серьёзный опыт и знания.
В заключение ко всему сказанному, подведём итоги. Одними из основных причин возникновения, на современном флоте, столь тяжёлой обстановки, являются:
- Недостаточный, и не всегда качественный, уровень образования и подготовки как у экипажей, так и представителей судоходных компаний, как теоретический, так и практический.
- Отсутствие надлежащего опыта мореплавания и в должном объёме.
- Нарушение норм и правил морской безопасности и безопасности мореплавания.
- Нарушение ПТЭ (правил технической эксплуатации),
- Халатное и безответственное отношение к своим обязанностям.
- Сокращение численности экипажей до опасного минимума.
- Не своевременный и некачественный ремонт.
- Чрезмерный и излишний уровень автоматизации и компьютеризации процессов.
- Постройка новых судов, несоответствующих реальным требованиям и нормам морской безопасности и безопасности мореплавания, которые диктует сама стихия.
- Недостаточная забота судовладельцев о своём флоте и экипажах.
- Ну и конечно, мощь и сила Мирового Океана.
И пусть Вас хранит Бог!!!
Автор фото и статьи Геннадий Дорофеев
Механик дальнего плавания
Задавайте вопросы, подписывайтесь на канал, пишите в тематических чатах на странице.