Найти тему

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ: ПОЧЕМУ РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ОСОБЕННО ВАЖНА В ЭТОТ ПЕРИОД ЖИЗНИ РЕБЁНКА?

«Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... В воспитательной работе нет пустяков. Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» – писал А. С. Макаренко [1].

Действительно, уже с первых месяцев жизни ребёнок формирует свою модель поведения, исходя из наблюдений за взрослыми (родителями, дедушкой, бабушкой). В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте» [2]. Поэтому важно общаться с ребенком: показывать своим примером и объяснять ему, как правильно поступать в жизни.

Помимо примера и научения, важно проявлять любовь и заботу по отношению к своему чаду. Семья, семейный очаг – это то место, где ребенок должен получать бескорыстную и безграничную любовь, поддержку, заботу, ласку, а самое главное внимание. Отсутствие внимания может привести к асоциальному поведению в подростковом возрасте: к совершению правонарушений или преступлений. Обделённые вниманием дети, могут также быть вовлечены в деструктивные группы в социальных сетях.

В обязанности учителей, преподавателей, педагогов входит не только обучение дисциплинам, но и необходимость дать толчок к саморазвитию и раскрытию возможностей ребёнка, а также помощь родителям в воспитании социально здорового, успешного человека. Уже с младенчества помимо жизненно важных потребностей у ребёнка возникает потребность в общении и в познании мира. На каждом этапе развития, морально здоровый ребёнок получает определенные новые знания, превращаясь в интеллектуально развитого, ответственного, законопослушного, уверенного в себе и в будущем индивида, способного передать своим детям те качества и опыт, которые были заложены родителями и педагогами.

Становление личности происходит на протяжении всей жизни ребёнка. Особое внимание уделяется возрастному периоду с 10 до 17 лет, когда происходят существенные изменения в осознании ребёнком себя, своей личности: подросток стремится быть самостоятельным, независимым от родителей, учителей – подобное поведение адекватно подростковому возрасту и связано с изменением гормонального фона в организме. В данный период для некоторых детей противоречивые действия и высказывания ближайшего окружения могут иметь деструктивные последствия. Например, когда родители говорят о том, что курение вредит здоровью, и «курить – плохо», дымя при этом сигаретой. Как следствие, у подростка складывается неверное понимание о том, «что такое хорошо и что такое плохо», о том, что врать – это нормально, а слова и поступки – не всегда совпадают. Помимо этого, взрослый (родитель/ опекун) теряет авторитет в глазах подростка.

Подобные ситуации несовпадения слов и реальности приводят к

конфликтам между ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом. Очевидно, что только личный пример родителей и согласованные действия с педагога ми помогут ребёнку правильно выйти из кризисной ситуации. Более того, постоянные упреки и нравоучения могут привести к тому, что ребёнок начнёт проявлять признаки девиантного поведения, а именно:

✔ замкнутость;

✔ агрессивное поведение;

✔ склонность к употреблению психоактивных веществ;

✔ дезадаптация в учебной деятельности.

✔ пропуски учебных занятий по неуважительной причине.

Причинами возникновения девиантного поведения могут быть:

✔ некорректно выстроенные отношения: ребёнок–взрослый;

✔ маргинальный образ жизни родителей;

✔ попустительское отношение родителей;

✔ проблемы со здоровьем (как физическим, так и психическим);

✔ некорректное вмешательство в воспитательный процесс ближайших родственников;

✔ жесткие меры и способы воспитания.

Если вследствие вышеперечисленных причин происходит дезадаптация ребёнка, и он проявляет признаки девиантного поведения – необходимо следовать определенному алгоритму, чтобы помочь ребёнку.

За такими детьми ведётся педагогическое наблюдение: их ставят на учёт как детей «группы риска» – это неофициальная форма профилакти- ческого учета, для приведения общей и индивидуальной превентивной про филактической работы.

Основная цель превентивной профилактической работы – скорректировать поведение ребенка, организовать досуг, занятость; вовлечь в общественно значимые мероприятия на классном, школьном уровнях, чтобы исключить возникновение возможных правонарушений и преступлений, вовлечённости ребёнка в деструктивные группы в социальных сетях, постановления на официальный учет в ОПДН, КДН и ЗП, ВШУ.

К сожалению, не все родители верно интерпретируют приглашения в школу и предпочитают «не замечать» проблемы, в которые погружается их ребёнок. Именно поэтому педагогам необходимо налаживать взаимодействие с родителями, с целью повышения социально-педагогической грамотности родителей – обеспечения родителей информацией об особенностях поведения в подростковой возрасте и кризисной ситуации. Ведь любое разногласие может привести к тому, что ребёнок окажется в тяжелой жизненной ситуации, из которой найти выход будет не так просто.

В соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, «ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви» [3].

Подростковый кризис, характерный для детей в возрасте от 13 до 17 лет, ещё называют кризисом дебюта. Подростки строят несбыточные планы:

хотят изменить мир во всем мире, стремятся убежать от «скучного» привычного мира. Порой юноша готов даже пойти за криминальными авторитетами, лидерами сектантских групп, лишь бы появилась возможность проявить себя. В этот хрупкий период очень важна поддержка со стороны взрослых, которые окружают ребёнка: подбадривание, похвала, советы – всё это призвано показать ребёнку, что он двигается в верном направлении, что его признают и что самое главное – ценят.

Чтобы защитить подрастающее поколение от необдуманных действий и тёмного будущего, важно объяснить родителям, что первый шаг на пути к решению любой проблемы – это её признание. Педагоги в школе постоянно наблюдают за поведением и моральным состоянием детей. Если налицо видны изменения негативного характера, то педагог незамедлительно должен организовать заседание школьного ПМПК, обсудить формы и методы коррекции поведения ребёнка, сообщить о наличии проблемы родителям. Важно прийти к пониманию, что педагоги и родители должны быть на одной линии в вопросе успешного воспитания детей, что социальное – педагогическое партнёрство – это основа воспитания успешной и сильной личности.

1. Макаренко, А. С. Общение с трудными детьми. Серия «Бестселлеры детской психологии» [Текст] / А.С. Макаренко ; Издательство Литагент АСТ, 2015. – 320 с. ; 22 см – ISBN: 978-5-17-086853-7

2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" : от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ : по сост. на 2015 г. : с коммент. юристов компании "Гарант" к послед. изм. / [сост.: А. А. Кельцева, С. Е. Прыгунов]. – М. : Эксмо, 2015. – 329 с. – (ГАРАНТ: достоверно и актуально). – Алф. – предм. указ.: с. 321–322. – ISBN 978-5-699-81220-2.

3. Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. Международное право в документах / Сост. Н.Т. Блатова. М., 1982. с. 196 – 228.

Авторы: Петросян Г.В., Рябкова К.А.