В начале восьмидесятых годов вливания в казну СССР от продажи горячительных напитков достигали чуть ли не трети бюджета империи. Внушительная сумма, благодаря вкушающим дары Бахуса советским жителям. Среднее потребление синего змия, исчисляемое в литрах на одного человека, в эпоху Брежнева дошло до 10, в то время, как при Иосифе Виссарионовиче не преодолевался порог в 5 литров. Это официальная статистика, которая не учитывала тех, кто занимался самогоноварением.
Как известно, «благими намерениями», да еще и резкими указами и контролем их исполнения (в «Советах» это умели хорошо) достичь полезного эффекта невозможно. Слишком много экономики в этом вопросе, но Михаил Сергеевич пренебрег благосостоянием державы, ради здоровья населения, как только услышал из уст дочери-медика статистику о проблемах пьянства, вкушая при этом яства за вечерней трапезой. Вот воспоминания Анатолия Виргинского, бывшего зятя Михаила Горбачева, которые он озвучил в интервью «Экспресс Газете» №45 от 11 ноября 2005 г.:
- Этого никто не знает, но антиалкогольная кампания началась с подачи Ирины. Она писала диссертацию о причинах смертности мужчин трудоспособного возраста в Москве. Исследование проводилось для служебного пользования. Ира изучала протоколы заключений в бюро судебной медицинской экспертизы. И выяснила, что если, выпив, человек умирал от инфаркта, то статистика такой случай относила к сердечно-сосудистым заболеваниям. А гибель от травм в состоянии опьянения причисляли к несчастным случаям. То есть смертность от алкоголизма занижалась в разы. Ира рассказала об этом отцу за ужином. Настоящие цифры его поразили. Так и появился антиалкогольный указ. Но, как водится в нашем государстве, чиновники довели его до абсурда. Сам Михаил Сергеевич, конечно, не распоряжался вырубать виноградники.
Вот так просто в семейном кругу зародился «сухой закон», который впоследствии привел к тому, что казна не досчиталась 62 млрд. советских рублей. Для понимания экономического ущерба приведу курс доллара в 1987 году, когда за один доллар давали 67 копеек. «Перестроечная » экономика и без антиалкогольной кампании трещала по швам, благодаря новаторским решениям Генсека.
Когда порождается острый дефицит, то, несмотря на все преследования со стороны органов власти, всегда появляется предложение. Количество реализуемого сахара выросло почти на 20%. Сахар, как и водка просто исчезли с прилавков магазинов. По сути, произошло перераспределение финансовых потоков. Суррогатный алкоголь стал приносить колоссальную прибыль его производителям, порождая коррупцию среди тех, кто боролся с самогоноварением. Неудивительно, что росло количество отравлений. Что поделать, но человеку свойственно самоуничтожение путем приема одурманивающих жидкостей и не только их.
Даже зампредседателя всемогущего КГБ Виктор Грушко заявил, что:
- Мы получили целый букет проблем: астрономический скачок теневых доходов и накопление первоначального частного капитала, бурный рост коррупции, исчезновение из продажи сахара в целях самогоноварения… Короче, результаты оказались прямо противоположными ожидаемым, а казна недосчиталась огромных бюджетных сумм, возместить которые оказалось нечем.
Естественно, что появились попытки оправдать принимаемые Михаилом Горбачевым меры под лозунгом «пьянству - бой». Статистика, находящаяся в руках государственного аппарата, заявила об увеличении продолжительности жизни у мужчин и даже о росте рождаемости, причем дети неуклонно появлялись на свет более здоровыми.
По слухам, США, изучив наш опыт, сделали заключение, что при административном проведении реформы, то есть насильно насаждаемой, в совокупности с резким сокращением производства и оборота спиртосодержащей продукции, а также активной пропагандой могут привести к социальному взрыву и экономическому ослаблению государства. Пройдет совсем немного времени и в 90-е годы дефицит синего змия восполнится. В бывшие союзные республики потоком хлынет дешевый Рояль и много чего еще от западных друзей. Бизнес – ничего личного.
Прав был Сталин в том, что нельзя принимать однобоких решений, что в большинстве случаев они будут являть собой ошибку. Любая управленческая ошибка на уровне первых лиц государства всегда влечет за собой сотни и тысячи искалеченных людских судеб. В своей рьяной борьбе с алкоголем, партийная номенклатура вовсе не отказывала себе в возлияниях различными дистиллятами и не испытывала дискомфорта от их всесоюзного дефицита.