Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

Этот паровоз дошел до Берлина во время Второй Мировой. А сделали его в Улан-Удэ

Друзья любители старой железнодорожной техники, пришло время для рассказа об очередном советском паровозе, который я встретил в нижегородском музее "Паровозы России".

В этот раз вы узнаете про магистральный товарный паровоз серии СО. Эти две буквы расшифровывались как Серго Орджоникидзе, в честь грузинского революционера и одного из руководителей ВКП(б) и советского государства.

Начало истории отправляет нас в далекий 1933 год, когда в цехах реконструированного Луганского паровозостроительного завода началось строительство новых мощных паровозов типа 1-5-1 серии ФД.

При этом часть старых цехов Луганского завода, а также все остальные паровозостроительные заводы, продолжался выпуск устаревших паровозов серии Э из-за невозможности перейти на производство более мощных паровозов без реконструкции цехов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Понятно, что нужно было разработать новый паровоз, который мог бы строиться на всех заводах, а также использовать всю существующую инфраструктуру железных дорог без перестройки, включая поворотные круги и депо. При этом он должен быть мощнее, чем выпускаемые в то время паровозы серии Э.

В итоге было решено взять за основу тот самый паровоз серии Э типа 0-5-0, на базе которого в 1933 году Научно-исследовательский институт реконструкции тяги НКПС сделал новую модель типа 1-5-0.

Переход от типа 0-5-0 к типу 1-5-0 позволял при сохранении той же нагрузки от колесных пар на рельсы значительно увеличить размеры котла, а следовательно, повысить мощность и скорость движения паровоза.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Первый паровоз новой серии, получившей обозначение СО, был собран к 7 ноября 1934 года.

Его главным отличием был увеличившийся в размерах котел, который спроектировали заново. Площадь колостниковой решетки увеличилась с 4,46 до 6 квадратных метров.

Отличалась и конструкция топок. Если на паровозах серии Э они имели плоские потолки кожуха и огневой коробки, то на СО их сделали радиальными с цилиндрическим потолком.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Естественно, были и другие изменения, в подробности которых я вдаваться не буду. Важно знать, что технически паровоз серии СО был гораздо совершеннее паровоза серии Э.

А вот экипажная часть осталась практически неизменной от старых паровозов Э. Фактически была усилена лишь ведущая ось, а дополнительную бегунковую ось унифицировали с передней тележкой паровоза серии ФД.

Как выяснилось впоследствии, именно относительно слабая экипажная часть стала проблемным местом паровозов СО.

Проблему удалось решить к 1938 году, когда Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта подготовил проект усиления, после чего все паровозы СО стали выпускать по новым чертежам.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Общая масса паровоза серии СО в рабочем состоянии составляла 96,5 т, сцепная масса — 87,5 т. Средняя нагрузка от движущей колесной пары на рельсы была около 17,5 тс, что позволило добавить к индексу паровоза цифру 17. Поэтому на бортах паровозов вы видите обозначение СО17 до порядкового номера.

Впрочем, некоторые более поздние версии могли иметь индексы СО18 и СО19.

Изначально конструкционная скорость составляла 65 км/ч, которую к 1936 году удалось повысить до 75 км/ч.

В целом, паровоз серии СО мог работать с составами на 6-7% тяжелее и со скоростью на 30-35% больше, чем паровозы серии Э.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В марте 1939 года Брянский паровозостроительный завод оборудовал один из паровозов СО вентиляторной тягой взамен конусной. Впоследствии такие паровозы получили индекс СОв и выпускались серийно.

Паровозы серий СО и СОв строили Брянский, Харьковский и Ворошиловградский заводы до начала Великой Отечественной войны. В 1938 г. начал выпускать паровозы Улан-Удэнский завод.

В 1941 году Брянский машиностроительный завод перебазировали на станцию Злобино под Красноярском, где также было налажено производство паровозов этой серии.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Выставленный в музее "Паровозы России" экземпляр СО17-2956 построен именно в Улан-Удэ.

Интересно, что в октябре 1941 года в Улан-Уды перепроектировали паровоз с целью упрощения его конструкции. В частности, они заменили часть клепанных швов на сварные.

В итоге упрощенный паровоз оказался легче на 1,3 тонны.

Во время войны паровозы серии СО обслуживали прифронтовые дороги, а пара поездов даже ходили до Берлина!

-7

В конце 40-х и начале 50-х годов на паровозах серии СОв вентиляторную тягу заменили конусной.

Если такие паровозы оборудовались механическими углеподатчиками, им присваивалось обозначение серии СОм , если нефтяным отоплением - СОн . А еще были версии СОк с тендером-конденсатором.

Вообще, было сделано довольно много разных вариантов, о которых лучше поговорить в рамках отдельного материала, если у вас будет интерес.

Как я уже упомянул выше, выставленный в музее паровоз СО17-2956 был сделан на Улан-Удэнском паровозоремонтном заводе в 1948 году. В этом году завод выпустил пиковое количество паровозов - 216.

Мне не удалось узнать полную историю этого экземпляра, но в 90-х годах он работал паровозом по программе "Интертрек", после чего был передан в нижегородский музей.

На фотографии ниже вы видите этот паровоз, еще на ходу, в составе необычных вагонов от чехословацкой автомотрисы АЧ2. Снимок сделан на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в 1995 году.

Через год он уже будет стоять в музее в Нижнем Новгороде.

Фото: Pakarkin. Trainpix.org
Фото: Pakarkin. Trainpix.org