Найти тему

Никакой безграмотности нет!

На предварительном тестировании в моей Школе грамотности родители учеников заполняют анкету, в которой есть вопрос «Как вы думаете, почему учащийся пишет с ошибками»? Разумеется, ответы не поражают оригинальностью. Недавно я наткнулась на опрос на эту же тему в сообществе «Граммар-няши» в «фейсбуке».

Большинство, 611 человек, отдает свой голос за в корне неверный штамп "книг надо больше читать". Вторую строчку занимает популярное мнение, что дело в "плохой зрительной памяти". Другие считают, что неграмотные "видят в интернете ошибки, их запоминают, а потом повторяют". Далее по списку обвиняются телефон, компьютер и интернет, электронные тексты, убитое образование и лень.

Только 23 человека правильно считают причиной безграмотности дисграфию. По сравнению с 1 362-мя участниками опроса это капля в море. Как видно из комментариев, остальные ошибочно думают, что дисграфия (истинная причина безграмотности) – это удел несчастных обездоленных единиц, серьезный диагноз, болезнь и даже органическое поражение мозга. Людям просто невдомек, что никакой бытовой безграмотности, как и "врожденной грамотности", нет и никогда не было. Дисграфиком является любой, кто из года в год пишет с достаточным количеством ошибок. Это все те, кто делает ошибки "по невнимательности", кто "правила знает, но ошибки делает". В подавляющем большинстве дисграфики нормально успевают по всем предметам, кроме связанных с письмом. Это говорит лишь о калейдоскопичном разнообразии и вариативности развития корковых функций и порой неравномерных стадиях их созревания (что является вариантом нормы!) у разных людей.

Следует реформировать отношение к безграмотности, начиная со школ, где дисграфия панорамно представлена в каждом классе. Перестать бесконечно транслировать общепринятые штампы. Вместо того чтобы вести бессмысленную борьбу с безграмотностью, которой не существует, помогать дисграфикам справляться с трудностями в обучении без применения насильственных методов.

Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей"
Наталья Романова, автор книги "Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей"