"Сорокач"-это производное от его грузоподъёмности 42-45 тонн. Трудовая лошадка,часто одна из основных "боевых" единиц на небольших месторождениях или крупных стройках ,и завсегдатай хоз работ на крупных разрезах. Очень часто их используют в качестве поливалки летом или в качестве посыпалки зимой, реже в качестве кустарно переоборудованного заправщика.
Моим первым БелАЗом тоже был "сорокач". Помню выучился,прошёл практику 15 смен,и вот наконец допущен к самостоятельной работе. Взял путёвку на некий БелАЗ с бортовым номером 5 и отправился в бокс на его поиски.
Как выяснилось на машине не было экипажа. Механик любезно проводил меня к искомому автомобилю. По прибытию моему взору предстал видавший виды ,чумазенький "сорокач",с оставленной на капоте кем-то из предыдущих страдальцев большой надписью красными буквами "БЕДА". Я почему-то сразу догадался,что тех состояние автомобиля оставляет желать лучшего.
И был прав... Из-за неисправного дозатора глаза лезли на лоб при попытке повернуть руль. По причине изношенных сальников на заднем мосту все колодки были в масле и разумеется не создавали нужного усилия при торможении,это ещё при том,что и колодок то тоже особо не было. В общем тормоза практически отсутствовали. На ручник я его ставил всего один раз,да и то по неопытности. Пока закрывал ворота выезжая с территории,он покатился под гору в сторону ж/д переезда. Я вспотел и поседел одновременно. Ну что делать... Пришлось догонять. Догнал,бегу рядом и думаю:"а дальше то что???". Немного обогнал,развернулся и побежал навстречу. На ходу запрыгнул на лестницу и успел таки остановить без происшествий.
В ДВС и ГМП(коробка передач) доливал по 15-20 литров масла в смену. В гидравлику бывало по 40. Двигатель стоял ЯМЗ-240НМ2,так что скучать не приходилось. Только устранишь течь из-под одной головки,как побежит другая. Устранил течь антифриза,побежало масло... Постоянно откуда-то что-то бежит.
Потом экипаж стал формироваться и мы потихоньку стали приводить машину в чувства. Спустя некоторое время нам отдали снятый с хранения "сорокач" под номером 25. Дали время и запчасти на то,чтобы привести его в нормальное состояние,и вот у нас появился нормальный "сорокач".
На данный момент,в зависимости от комплектации в линейке есть три двигателя.
- ЯМЗ-240НМ2 (500 л.с.)
- Cummins KTA19-C (600 л.с.)
- Кунгур-550 (газопоршневой) (550 л.с.)
Про ЯМЗ-240НМ2 я уже упоминал выше,про Cummins KTA19-C вспоминаешь только на ТО когда нужно менять масло. Про отечественный Кунгур-550 сказать ни чего не могу,потому как не сталкивался,но за основу его взят ЯМЗ-240НМ2 и шаг ТО у него уже не 250,а 500 моточасов. Лично меня все эти факторы немного настораживают.
Трансмиссия ГМП 5+2,довольно резвая и при должном обращении надёжная.
Вечный головняк у них,это подвески. Подвесками называют пневмогидравлические (масло и азот) цилиндры со встроенным гидравлическим амортизатором. Потому как подвесок там 6,все их нормально выставить довольно проблематично. На БелАЗах по 6 подвесок предусмотрено только на моделях грузоподъёмностью до 45 тонн включительно. На остальных по 4,качают их по диагонали,что значительно упрощает процесс.
Вообще большую часть своей трудовой деятельности работал на самосвалах большей грузоподъёмности,и про сорокач вспоминаю с негативом. Наверное потому,что на крупных предприятиях где они в меньшинстве,на них как правило садят либо новеньких,либо не самых ответственных. Соответственно машины в печальном состоянии. В других предприятиях конечно может быть по другому,но у нас было так. Я на нём отработал всего пол года,и перешёл на другой разрез на БелАЗ 7555. В следующей статье расскажу про него.
Ну вот собственно и всё. Спасибо за внимание и ставьте класс)