В XVIII–XIX веках парки императорских резиденций и дворянских усадеб часто украшали разные архитектурные изыски: павильоны, мостики, гроты. «Культура.РФ» рассказывает об интересных постройках в парках Петербурга.
Павильон «Эрмитаж» в Петергофе
В XVIII веке одним из популярнейших веяний в парковой архитектуре было строительство так называемых «приютов отшельника» или «эрмитажей». Петр I следовал европейским тенденциям и приказал построить такой павильон в Нижнем парке Петергофа. Правда, насладиться своим Эрмитажем Петр I не успел: архитектор Иоганн Браунштейн завершил строительные работы уже после смерти императора. Зодчий воздвиг небольшое двухэтажное здание с большими стеклянными дверями, окруженное широким рвом. Главная инженерная особенность скрывалась внутри павильона, где находился своеобразный лифт — подъемное кресло, с помощью которого гости попадали с первого на второй этаж.
Камеронова галерея в Царском Селе
Любимый архитектор Екатерины II Чарльз Камерон построил эту галерею в 1784–1787 годах по заказу императрицы для ее прогулок и философских бесед с приближенными. Здание состоит из двух ярусов: массивного каменного нижнего, где некогда находились комнаты фрейлин и придворных дам, и изящной верхней колоннады с прекрасным видом на Большой пруд и пейзажный парк. Галерею украшают бюсты античных философов, политиков и мифологических героев. С одной стороны к колоннаде ведет мощная лестница, украшенная фигурами Геракла и Флоры, с другой — «спокойный скат» (пандус), созданный специально для Екатерины II, которой в конце жизни уже было нелегко подниматься на второй этаж.
Храм дружбы в Павловске
Помимо Царского Села, Чарльз Камерон строил и в Павловске, например храм Дружбы. Его архитектору заказал владелец этих земель — великий князь Павел Петрович . Это был его своеобразный подарок матери Екатерине II в благодарность за пожалованное имение. Камерон построил псевдоантичную ротонду, украшенную изящной колоннадой, стены которой были декорированы скульптурными медальонами с изображениями аллегорических сюжетов, посвященных императрице. А в одной из ниш расположилась и статуя самой Екатерины II в образе римской богини Цереры. Пространство над дверями украсила надпись из бронзовых золоченых букв: «Любовь, почтение и благодарность посвятили» . В годы революции она была утрачена, но не так давно реставраторам удалось полностью восстановить ее.
Березовый домик в Гатчине
В XVIII веке были в моде и пасторальные павильоны-обманки, за скромными стенами которых скрывался роскошный интерьер. Одной из таких построек стал Березовый домик в Гатчинском парке , созданный по указу Павла I . С виду он напоминал большую сложенную поленницу, внутри же поражал обилием зеркал, позолоты и в целом роскошным убранством. Гость Гатчины Франсиско де Миранда писал: «Мы под дождем добрались до хижины, которая снаружи имеет вид сложенных штабелем бревен, но внутри это помещение богато и изящно обставлено: софа, зеркала и проч.» . Архитектор Березового домика доподлинно неизвестен, а в возможных авторах числятся Винченцо Бренна, Николай Львов и Анри Франсуа Виолье. В годы войны домик был уничтожен, а воссоздали его по сохранившимся чертежам в советское время по проекту архитектора Александра Кедринского.
Павильон Катальной горки в Ораниенбауме
Павильон Катальной горки — лишь часть грандиозного развлекательного комплекса , построенного Антонио Ринальди в 1762–1774 годах по заказу Екатерины II. Помимо павильона, в нем располагались четыре деревянные горки (одна прямая и три волнобразные) высотой в 20 метров и крытые галереи. Интересно, что катались с горок не зимой, а летом, в специально сконструированных золоченых колясочках. Внешний вид этих колясочек был довольно разнообразен — от триумфальных колесниц до имитации диких зверей. Катальной горкой активно пользовались до 1801 года, затем она стала приходить в негодность, и в 1850-е годы большую ее часть разобрали, оставив лишь павильон — бело-голубое здание в стиле барокко с похожим на колокол куполом.
Автор: Лидия Утёмова