Найти тему

Единение Церкви в разделяющемся мире

Митрополит Филарет (Вахромеев)

Слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета в Христианской Богословской Академии в Варшаве 28 сентября 2007 г.

О единении в нынешние времена раздумывают и говорят христиане во всем мире. Причиной и побуждением к тому была и остается заповедь Господа нашего Иисуса Христа о единстве (см.: Ин. 17: 11). Однако поводы для особого внимания к этой проблеме отличаются сегодня, на рубеже веков, не только многообразием, но и весьма высокой степенью тревоги за судьбы мира, человеческого рода и такого всеобъемлющего и одновременно очень личного для каждого человека понятия, как Родина.

Сегодня мы размышляем о единении Церкви в условиях, когда мир переживает решительные перемены. Объединяясь во внешних формах и их разнообразных проявлениях, он всё глубже разделяется по своему внутреннему содержанию. Само понятие единства в секулярном мире всё чаще претерпевает насилие над собой, потому что его нередко вынуждают служить лишь формой, которая подчас не имеет никакого достойного содержания.

-2

Именно поэтому идея единения Церкви, имеющая своим основанием Слово Божие, должна быть, по слову Писания, как серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное (Пс. 11: 7). Каждый, кто говорит, а тем более — трудится на ниве церковного единства, призван семь раз переплавить свои помыслы и свою совесть, очищая их от предубеждения и корысти, своеволия и лукавства.

<…>

Мы начинаем сознавать, что для того, чтобы обрести утраченное, его поиски всегда следует начинать в сокровенной глубине своего сердца, в голосе крови, в личной памяти. А затем обретенный образ нужно оживотворить молитвой и начать шаг за шагом воплощать его в жизнь.

В Беларуси среди верующих не было двусмысленности в отношении к восстановлению единства в лоне Матери-Церкви. Еще в начале 90-х годов прошлого столетия Белорусская Православная Церковь обрела самоуправление, сохранив как святыню каноническое единство с Московским патриархатом. И чувство Родины у белорусского народа связано со Святой Церковью не меньше, чем у россиян. Именно этим, порою не всегда сформулированным, но вполне осознанным мотивом объясняется взаимное стремление белорусов и русских к единению наших народов: ведь у нас один Господь, одна вера, одно Крещение и Единая Церковь.

Церковь Христова — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь расширяет и понятие Родины для верующего человека, придавая этому понятию особое духовное измерение.

-3

Место моего рождения — Москва. Но не только этот город является моей Родиной. В Свято-Троице-Сергиевой лавре я родился как монах и священнослужитель. А когда приснопамятный владыка Никодим (Ротов) впервые привез меня на землю моих предков, — мое сердце вобрало в себя Ярославль и Поволжские земли как Родину моих отцов, как землю моих корней. Северная российская столица Санкт-Петербург и град Тихвин, где я нес первые архиерейские послушания, продолжили расширять для меня понятие Родины, мое личное понимание, личное ощущение и переживание его.

Это понятие не было связано ни с государственной идеологией, ни с патриотической риторикой: оно было свободно — в священном смысле этого слова, когда вся полнота личности осознает, что где Дух Господень, там свобода (2 Кор. 3: 17).

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

Такую свободу Господь даровал мне испытать в бытность Патриаршим Экзархом Европы, когда и Берлин, и Париж, и Рим, и многие иные города и веси, страны и народы от северных пределов Европейского континента до Святой Горы Афон и града Иерусалима становились для меня близкими и родными, словно я там родился. А я просто старался обрести в местах своего служения, в храмах и в людях, в паломнических поездках ту самую — всеобъемлющую и надмирную — истину, о которой говорил Господь наш Иисус Христос, что познавший ее сделается свободным (ср.: Ин. 8: 32).

В словах одного из псалмов, написанного, как полагают, во времена Ездры и Неемии, нам открывается важнейшая закономерность духовной жизни: Потеку путем заповедей твоих , — говорит человек, обращаясь к Богу, — когда Ты расширишь сердце мое (Пс. 118: 32). Также и в своем послании к жителям Коринфа святой апостол Павел говорит: Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено . И далее добавляет: Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно (2 Кор. 6: 11, 12).

Понятия сердечного простора и сердечной тесноты представляются мне ключевыми, когда речь идет о единении Церкви и о межхристианском диалоге. В равной степени это относится и к сфере межчеловеческих отношений. Все мы прекрасно знаем из собственного жизненного опыта, что полное взаимное понимание и глубокое, искреннее взаимное прощение возможны лишь при условии равного великодушия сторон.

<…>

Христос Спаситель в Своем монологе, где ключевым обращением были слова …книжники и фарисеи, лицемеры (см.: Мф. 23), обличал иудеев именно в тесноте сердца и в узости души. И потому мы сознаем, что Церковь Христова — это не система запретов, рамок и ограничений, которые способны весьма усугубить начатки любого разделения, — что, кстати, и приводит к появлению различных группировок и сект. Нет! Церковь — это школа обретения свободы, университет великодушия, академия расширения сердца Творцом и для Творца.

Однако желающий пройти весь этот курс Божественного обучения должен знать, что слово Боже живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, — как свидетельствует апостол Павел, — оно проникает до разделения души и·духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4: 12). Если в этих словах мы не сумеем увидеть основ своей личной ответственности пред Богом за Его Церковь, то успех диалога о единении будет сомнителен.

Здесь мне хотелось бы назвать одно личностное качество, препятствующее плодотворному общению: это — узость мышления. Я упоминаю о нем потому, что в попытке его преодоления кроется опаснейшее искушение.

Неутвержденному в христианских ценностях сознанию может показаться, что преодолением узости мышления может служить свободомыслие. Но когда человек сам, без участия Бога пытается раздвинуть рамки своего мировоззрения, расширить их максимально, чтобы впустить в свой внутренний мир как можно больше информации из мира внешнего, — тогда наступает катастрофа, о которой предупреждал Господь Иисус Христос: какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Мк. 8: 36).

Простота и доступность всемирной коммуникации, объединение Европы, упрощенная миграция, права человека, политкорректность и толерантность: всё это действительно похоже на долгожданное исполнение исторических европейских мечтаний. Но реальность оказывается гораздо жестче и порою — трагичнее.

Во всемирной информационной сети человек еще более одинок, чем наедине с собой, потому что он не несет ответственности ни за себя, ни за кого... В отсутствии или в нежелании личной ответственности перед конкретным человеком и обществом лежит первопричина одиночества. Общение с собеседником, лица которого не видишь и голоса не слышишь, — взаимно безответственно, а потому — большей частью бесплодно и для души, и для сердца. В результате человек может потерять навык общения с реальным миром и живыми людьми! А на смену настоящей жизни приходят психические расстройства и разрушение социальных основ личности.

Необходимо признать, что и общеевропейский дом состоит не только из парадных залов, блистающих гостиных и уютных столовых комнат. Как и в любом доме, в нем должны быть коридоры, кладовые и технические помещения, иные места... С этим, наверное, трудно смириться, и поэтому даже в некоторых давнишних членах Евросоюза национальный сепаратизм усиливается год от года, а наблюдатели прогнозируют укрепление политических позиций евроскептиков.

Оторванные от родных корней европейские мигранты уже в первом поколении испытывают трудности в определении того, что для них Родина, где их Отечество и какую страну они действительно любят как патриоты, то есть всем сердцем, до самопожертвования: страну своего исхода или страну своего работодателя. Самое ужасное, когда на этот вопрос вообще нет ответа...

Попечение об одних лишь правах человека без его персональной ответственности перед Богом и людьми приводит к умножению порока, социальному цинизму и к диктатуре крайнего индивидуализма.

В целом без христианской закваски почва европейской культуры и цивилизации может оказаться бесплодной. И тогда страшно отзовутся в Европе слова Господа, сказанные пророку Иезекиилю в час нашествия Халдеев, которые овладели Святым Градом и изгнали его обитателей: Твоим братьям, твоим единокровным... всем им говорят живущие в Иерусалиме [Халдеи.Прим. М.Ф. ]: «живите вдали от Господа; нам во владение отдана эта земля» (Иез. 11: 15).

Именно такое разделение мира, и что особенно важно для нас с вами — такое внутреннее разделение Европы — является величайшей опасностью нынешнего столетия. Потому мы призваны обращать особое внимание на первый член определения Церкви в Символе нашей веры: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь» .

<…>

Сегодня основы церковного единения заключаются в единстве христианского отношения к Творению Божию и в первую очередь — к самому человеку. Размышлять и трудиться над единением Церкви возможно лишь на основании общности христианских целей, ценностей и — что немаловажно — путей и способов их достижения. Наконец, в центре единства Церкви неизменно пребывает ее Основатель и Глава, Господь наш Иисус Христос, Который вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13: 8).

С неизменностью первоосновы Святой Церкви тесно связано христианское понятие Отечества. Их у христиан два: земное и небесное. И если христиане вполне реально осмысливают себя, по слова апостола Павла, как сограждане святым и свои Богу (Еф. 2: 19), то и отношение к каждой христианской стране и народу, к каждой пяди исторически христианской земли будет таким же, как к Отечеству небесному и как к своей духовной Родине. А духовная Родина состоит, как мы уже говорили, из тех мест, где мы повстречались с Богом.

Потому сейчас я с особой благодарностью и благоговением хотел бы выразить свою любовь к Белой Руси, где я несу архиерейское послушание двадцать девятый год. Эта земля и люди, живущие на ней, дороги мне как братья и сестры, как моя возлюбленная паства, как соотечественники.

-5

Беларусь находится на рубеже между Востоком и Западом в географическом, в конфессиональном и в мировоззренческом смысле. Сегодня это не «восточные окраины» и не «северо-западный край», но суверенная территория. И для жителей Беларуси понятие единства в его самом широком смысле — это исторический вопрос жизненной важности.

Так, столетия тому назад в Великом княжестве Литовском стабильный религиозный мир и конфессиональное добрососедство сохранялись и до, и после Люблинской унии 1569 года. Принципы религиозной свободы были закреплены в постановлениях Варшавской конфедерации 1573 года и в Уставе Великого княжества в 1588 году. Такое положение позволяло укреплять и развивать естественную религиозность многонационального и многоконфессионального народа и определяло особый наднациональный стиль решения вопросов в этой области.

Однако положение дел менялось по мере приближения года 1596-го – трагического для идеи церковного единства. Недостойное заключение Брестской церковной унии было далеко и по форме, и по содержанию от того, что, спустя века, сформулировал в стенах православного собора в Белостоке Папа Иоанн Павел II во время поездки в Польшу в июне 1991 года: «Диалог истины, откровенности и любви — единственный путь к полному единению. Это дар Божий, незаменимое средство на пути к примирению» .

В национальной памяти белорусского народа, в истории Белорусской Православной Церкви и в жизни нашего земного Отечества ярко сияет имя благоверного князя Константина Константиновича Острожского. Достойный сын благочестивого отца, Киевский воевода Константин Острожский воспринимал заповедь Христову о единстве как идеал гражданской и религиозной жизни многочисленных христианских народов Европы.

Но 24 июня 1595 года в окружном послании к православному духовенству и мирянам он призвал их твердо стоять в православной отеческой вере. Это был призыв-ультиматум без права на историческую ошибку и без какого-либо намека на дипломатическую уклончивость или тонкую игру. «Мы не воздух и не ветер пасем, но единую истинную веру исповедаем и ее соблюдаем» , — взывал он к своим единоверным соотечественникам. Вся его жизнь и деятельность были примером твердости в вере и гибкости в средствах ее защиты и укрепления.

-6

…В нынешние времена никто, кроме Церкви, не даст миру деятельного ответа на вопрос, что такое единство духа в союзе мира (Еф. 4: 3) и как его достичь. Это — наш долг перед лицом наших отцов, созидавших христианскую европейскую цивилизацию, и перед грядущими поколениями христиан. Вот почему мне представляется особенно важной возрастающая общность христиан Европы в их стремлении сохранить, развить и укрепить христианские основы европейской цивилизации в третьем тысячелетии от Рождества Христова.

Молитвами покровителей Европы святых равноапостольных Мефодия и Кирилла и святого Венедикта Нурсийского да подаст нам силы Всемилостивый Господь к исполнению миссии единения со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью (Еф. 4: 2).

По материалам сайта minds.by

-7

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU >>