Добрый вечер! Сегодня я поделюсь с вами техникой, которую я придумала сама в процессе работы с детьми-спортсменами. Техника относится к НЛП-терапии и направлена на работу с низкой самооценкой. Она подойдет детям с незначительно или средне-сниженной самооценкой. Если же у юного спортсмена от нее совсем ничего не осталось, то нужно опытным путем понять, принимается она или нет, об этом чуть позднее.
⠀
Назовем эту технику: «Внимание на себя».
⠀
Всем нам известны утверждения, которые часто транслируются как помогающие: «Давай! Вперед! Ты это сделаешь! Ты молодец!». «Что тут плохого?» — спросите вы. Да в общем-то ничего плохого в них нет, только для детей, которые не верят в себя, это звучит исключительно как ваше мнение. Более того, вы как будто накладываете на них дополнительную ответственность. Что думает такой спортсмен на ваши слова: «А если я не справлюсь? А если не смогу? У меня не получится, я не оправдаю их надежд и ожиданий! Я буду плохим». И все, разрушает себя дальше и, действительно, не справляется. Почему? Потому что стало страшно.
⠀
А теперь моя техника, которая не позволяет ребенку испугаться и, напротив, добавляет гордости за себя и уверенности в своих силах.
Вышеперечисленные прямые послания мы немного перестраиваем, и у нас получаются поддерживающие фразы. Например, используем глагол «видишь»: «Видишь (только лишь фиксируем факт и обращаем ребенка внутрь себя), ты все сделал! ВИДИШЬ! У тебя все получается! ВИДИШЬ…» и так далее.
Можно проводить фиксацию деятельности и другими словами, например: «Обрати внимание, ты только что с этим справился сам. Обрати внимание, ты только что это сделал». Также подойдет глагол «посмотри…». Здесь важно фиксировать уже свершившийся или свершающийся факт, то есть прошедшее либо настоящее («Посмотри, как у тебя получается сейчас» либо «Ты видишь, у тебя все получилось»). Никакого будущего. Будущее никто не может предсказать и увидеть, поэтому это уже ложь и неоправданные ожидания. Ожидания взрослых накладывают на детей ответственность, которую они на себя не брали, и это приводит к возрастанию тревоги.
Для детей, которые совсем утратили веру в себя и собственные силы, использовать технику «Внимание на себя» тоже можно, но очень бережно, отслеживая реакции. Дело в том, что ребенок при одной только фиксации факта теряет остатки уверенности. Он думает: «Да это случайно получилось, больше не смогу это повторить. Мне было очень сложно, и больше я с этим не справлюсь никогда» и другие подобные подавляющие фразы. Поэтому действовать в таких случаях надо аккуратно и внимательно.
Пробуйте и делитесь!
От себя добавлю следующее: техника прошла испытания на моих клиентах и собственных детях. Она отлично работает. Тут главное, как всегда, не утрировать и не перебарщивать.
Подписывайтесь на мой канал, вам здоровых спортсменов и отличного дня!