Ложь. Сегодня поговорим о ней. И не о том, хорошо это или плохо, а о том, как чувствует себя человек, в особенности ребенок, который солгал.
⠀
Вот ваш ребенок получил двойку. Вы его наругали. Произошло закрепление: я получил двойку, это, конечно, плохо, но родитель меня наругал и разозлился. При этом двойку ребенок мог получить по разным причинам, но вы в них не разобрались, вы сразу разозлились. Ребенок усвоил: сделал плохо и сказал об этом (сказал правду) - родитель будет на меня злиться, я плохой. Как начинает размышлять ребенок? Если я не скажу, что получил двойку, то родитель на меня не разозлится, и я останусь хорошим. Нежелательное поведение закрепилось. Но что же происходит с ребенком, да и с любым человеком, уже после того, как он солгал и ложь не заметили?
⠀
Тут много всего негативного.
⠀
Во-первых, ребенок постоянно должен помнить то, что он солгал, чтобы не проговориться случайно. Следовательно, его мозг не отдыхает ни секунды, тело тоже напряжено, потому что страшно: а вдруг все-таки узнают? Так подселяется в наш организм фоновая тревога, с которой работать психотерапевту сложнее всего, с ней человек привык жить и, как правило, даже не замечает ее, потому что «так было всегда». Что это? Масса навязчивых мыслей и напряжение в теле.
Во-вторых, если ложь недавняя, так и вовсе страшно, «аж трясет», а мысли молниеносно носятся взад и вперед.
В-третьих, солгавший, разумеется, испытывает чувство вины, потому что за любую ложь всегда стыдно. Что делает стыд с нашим телом? Правильно, тоже держит в напряжении, а если у ребенка в теле поселилось чувство вины, то это значит, что он опять-таки плохой. И это уже легко может привести к любым психологическим нарушениям: неуверенность в себе, низкая самооценка, сложности в контакте со сверстниками (я же плохой, а они хорошие) или, напротив, выбор себе в друзья таких же «плохих». Ну а там недалеко и до девиантного поведения: ведь чтобы быть хорошим среди плохих, нужно быть максимально плохим для остальных окружающих.
Итак, мы получили чувство вины, тревогу и страх.
Но вот кто-то начинает догадываться о лжи. Тогда добавляется агрессия на этого человека. Оправдание и выгораживание себя любой ценой, что тоже есть агрессия. Дополнительная ложь, которую также придется запоминать.
Если детскую ложь разоблачил взрослый человек, то агрессию показывать нельзя. И тут два варианта развития событий: ребенок будет накапливать агрессию и удерживать ее, но рано или поздно она выплеснется и, поверьте, весьма неэкологичным способом, вплоть до физического насилия. Легко может случиться, что на вас или на сверстников нападут, как будто бы на пустом месте. Второй вариант: ребенок развернет агрессию в себя, потому что наружу нельзя. В таком случае точно закрепится то, что он плохой, а также злость на себя и чувство вины. А вот эти две составляющие уже могут привести в самоповреждающему поведению.
⠀
Да, я обрисовала самые страшные варианты развития событий, когда ложь выглядит, как огромная пирамида из спичек, где достань одну, и все рухнет…
⠀
Но скажите, оно вам надо? Вернемся в начало, может быть просто стоило тогда спросить: «Что случилось, малыш? Тебе нужна моя помощь?…». И все будет хорошо.
⠀
Подписывайтесь на мой канал и отличного вам дня!