Найти тему

Изменились дети или дело в другом?

Оглавление
Учителя часто пишут, что дети уже не те, что раньше. И родители вздыхают, соглашаясь. И даже учёная общественность выявляет факты подобных изменений. Рисунок автора.
Учителя часто пишут, что дети уже не те, что раньше. И родители вздыхают, соглашаясь. И даже учёная общественность выявляет факты подобных изменений. Рисунок автора.

Свою педагогическую деятельность мне довелось начинать в 1995 году, в компьютерной школе-лицее, в качестве преподавателя информатики. В этой школе детей знакомили с компьютером с первого класса. Помню, как трепетно относились дети к чудо-технике. По окончанию урока все махали компьютеру на прощание рукой и говорили: «До свидания!»

Сейчас можно часто услышать, что дети изменились, стали другими. Психологи и маркетологи даже в особую категорию их записали - «зумеры», «поколение Z». Основная черта - ранний и интенсивный контакт с компьютерной техникой и онлайн сервисами.

Более того, некоторые исследования утверждают, что этот контакт уже привел к физиологическим изменениям нервной системы. Например, такой показатель, как в разы возросшая скорость набора текста на клавиатуре учёные связывают с изменениями в скорости реакции мозга на мелкую моторику.

И всё же, позволю себе возразить или выразить некоторые сомнения на это популярное мнение. В чём «винят» современных детей? На что чаще всего жалуются родители и учителя?

Зависимость от компьютеров и гаджетов

Это основной момент, по которому и выделяют это поколение. Говорят, что всё зло происходит от этого, что забери мы компьютер или мобильник, и дети снова станут прежними.

Работаю уже не первый год в одной многодетной семье. На троих детей один планшет, подключенный к Интернету. У старшего из детей есть ещё смартфон, так что младшим чаще перепадает именно планшет.

И я совершенно точно могу сказать, когда планшет попадает к моим младшим ученикам – дети другие, и главная особенность этих перемен – усталость. Это и перевозбуждение, и быстрая утомляемость, и сложность в фокусировке внимания на одном предмете.

Почему смею это утверждать? Потому что много лет моя работа была и остаётся связанной с компьютером. Все эти признаки мне знакомы «на собственной шкуре» и без каких-либо научных монографий, с которыми, тем не менее, тоже знакомлюсь для общего развития.

Ещё раз – это усталость, переутомление. Если ребёнок просидит несколько часов перед телевизором, Вы увидите точно такие же признаки. Это особенность данного вида техники.

Но будем откровенны - за этой усталостью, на самом деле, стоит не более чем неорганизованность, несоблюдение экологических норм. Все остальные жалобы берут начало отсюда.

Отсутствие интереса

Традиционная жалоба учителей – «Дети изменились – им уже ничего не интересно». Как себя будет вести уставший человек? Вот именно так - ему «всё по барабану».

Раньше взрослеют, и не в том, в чём хотелось бы родителям

Да-да, снова усталость, эмоциональное выгорание неизбежно ведёт человека к сокращению расходов энергии, к минимизации – только на самое биологически необходимое. Плюс, конечно, чисто возрастные особенности - созревания.

Неуважение к учителям, родителям, к старшим

Усталость. См. пункт выше. Отсюда и раздражительность, которую психологи обычно связывают опять-таки с нехваткой сил, энергии.

На лицо мы имеем не новое поколение, а элементарное пренебрежение детьми, нежелание уделять им своё время – ведь так просто «подсунуть» ребёнку «телефончик», чтоб не мешал, плюс отсутствие грамотного отношения к новой технике.

Что касается якобы эволюционных перемен в нервной системе, скажу одно – если Вы будете постоянно оттачивать какое-то одно действие, у Вас тоже начнутся «эволюционные изменения».

Всё это имеет непосредственное отношение к обучению детей. Интересна эта тема? Подпишитесь, будем вместе в ней разбираться. Спасибо за поддержку!