Найти тему
🎬💥Кинодом

"Одесский пароход" Сергея Урсуляка - лучшая комедия года?

В начале 2020 года на экраны вышла комедия известного режиссера Сергея Урсуляка "Одесский пароход". Само сочетание "Урсуляк-Одесса" уже настраивает на нечто особенное, на искрометный фонтан юмора, в котором отменные шутки будут умело сочетаться с неповторимым одесским суржиком, ведь Сергей Урсуляк это человек, который снял "Ликвидацию".

Фильм заявлен как снятый по рассказам Жванецкого. Он состоит из тринадцати миниатюр, на самом деле написанных любимым многими сатириком Михаилом Жванецким, который, как никто иной умел смешно говорить о серьезном. То есть, задел-то вроде хороший. Но увы, не выстрелило.

Наверное, надо быть Жванецким, чтобы делать смешное из грустного - у других не получается. На выходе вместо комедии имеет унылое нечто, рвущее ваши ожидания в клочья. Ни разу не смешно, местами отвратительно. Как сказал сам Жванецкий - все шло хорошо, но мимо.

-2

Вот и в этом фильме все идет мимо. Натужные попытки авторов выжать смешное из несмешного выглядят как попытки ребенка прыгнуть выше головы. Не "работает" ни сатирический взгляд на советский быт, ни "одесский говор", ни даже авторство Жванецкого. И даже игра актеров какая-то... натужная.

Теперь про сами эпизоды. Их сыграли не смешно, а тот, в котором отец (Владимир Машков) учит своего сына элементарной математике, вызывает просто отвращение: крик, оскорбления в адрес ребенка, натуральная ярость отца - это смешно?

Еще один эпизод с участием ребенка, назовем его "баба Яга". То же самое - оскорбления ребенка, крики, почти что площадная или даже тюремная брань. Это должно быть смешно?

Эпизод "свадьба", в котором жена Урсуляка Лика Нифонтова играет одну из гостей, постоянно хохочущую к месту и ни к месту дамочку. Над чем смеяться?

Эпизод с оркестром - ситуация была бы смешна, если бы не агрессивный ор Сергея Гармаша. Впрочем, в этом фильме почему-то в принципе много ора.

Единственный более-менее забавный момент в фильме - это история про мужа и любовника, в которой один хотел незаметно войти, а другой незаметно выйти. Хотя, может, он удался именно потому, что в нем минимум диалогов?

-3

Об актерах. Актерский состав неплохой. У многих режиссеров есть любимые актеры, которые кочуют у него из фильма в фильм. Похоже, что и у Сергея Урсуляка тоже есть список своих любимчиков, которых он любит снимать. Половина основного актерского состава "Ликвидации" перешла в "Одесский пароход": Владимир Машков, Фёдор Добронравов, Сергей Маковецкий, Михаил Пореченков, Светлана Крючкова, Лика Нифонтова. Плюс их участия в фильме еще и в том, что их не надо учить одесскому выговору - они его прекрасно помнят еще со времен съемок "Ликвидации". Но, увы, не сработало. И как тут опять не вспомнить мэтра: их СН 3 СОС 2 Н 5 работает, а наш нет.

Из других актеров в фильме снялись: Ирина Муравьёва, Чулпан Хаматова, Сергей Пускепалис, Ирина Пегова, Марина Александрова, Евгений Ткачук, Роман Мадянов, Авангард Леонтьев и другие. Но и актерский состав не спасает картину от провала. На мой взгляд это просто эксплуатация одесской темы на волне всенародной любви к "Ликвидации".

Понятно, что это, как и признание фильма лучшей комедией года, - реверанс в сторону Михаила Михайловича, которого мы потеряли в ноябре этого года. И именно он своим присутствием, точнее, с воим уходом из кадра в самом финале задает ту щемящую нотку всей картине. Но и это, увы, не спасает ее. Двумя минутами не спасти полуторачасовое ни о чем. Очень жаль и очень стыдно перед Михаилом Михайловичем за это произведение. Он был достоин лучшего.

-4