А мы продолжаем рассказывать про нашу поездку в #великий новгород летом прошлого года. Осмотрев станцию и встретив пачку поездов у остановочного пункта Менделеевская, мы решили заехать в местное депо. От путепровода на проспекте Александра Корсунова, на котором мы ожидали поезда, до него буквально рукой подать.
В Великом Новгороде сходятся 3 железнодорожные линии:
- от Батецкой, по которой осуществляется основной грузопоток;
- от Павловска через Форносово подходит затерянная в лесах и болотах, но идеально прямая малодеятельная линия.
- А со стороны Чудово подходит бывшая #узкоколейка , чуть более 100 лет назад перешитая на стандартную колею, по которой осуществляется основной пассажиропоток и по которой в Новгород приехали и мы.
Ещё была железнодорожная линия, соединявшая Новгород со Старой Руссой, но после войны её решили не восстанавливать. А также частично была построена линия на #валдай .
Итого практически 5 направлений, неплохо!
По иронии судьбы, в Новгороде, вдоль действующих железнодорожных линий выросли сплошные промзоны, а вот жилые кварталы построены на месте или вместо разобранных железных дорог. Из-за этого настилы все маленькие, рассчитанные на пару вагонов, не больше.
В депо оказалось весьма тихо. Пока мы петляли по городским улочкам, приехал наш электровоз. А следом за ним на дневной отстой прибыл и рельсовый автобус, который мы не упустили.
В депо отставивалась пара электровозов и тепловоз. К тому же все они были в красно-сером окрасе. Негусто... А ведь буквально лет 30 назад были планы по строительству полноценного депо для электричек, но теперь электрички в Новгороде очень редкие гости.
Рассчитывая встретить настоящую грузовую движуху, мы поехали на основную грузовую линию Луга-Батецкая-Новгород, но и там было тихо. На главной грузовой станции в городе стояла пара брошенных поездов.
Время уже поджимало, поэтому поезда решили не дожидаться, а поехать дальше. До конца дня нам предстояло проехать около 100 километров до станции Чудово-Московское, что на магистрали Санкт-Петербург - Москва.
А следующая точка нашего велозаезда - «въездные ворота» в город, станция Предузловая-Павловская.
Здесь расходятся линии на Санкт-Петербург и Чудово, отсюда же отходит целый куст подъездных путей к местным предприятиям, поэтому здесь имеется свой диспетчерский пост.
Путей много, но в тот день и они пустовали.
А вот таблички на платформах почему-то очень лаконичны. Первое слово из названия на них не упоминается. Наверное для дезориентации потенциального противника.
В тот день мы решили посетить все три железнодорожные линии в Новгороде и было бы очень странно не заехать в Вяжищи. Эта бывшая станция достойна отдельного поста. И мы ещё обязательно туда вернёмся, хотя бы чтобы прокатиться на дизель-поезде.
Вяжище - бывшая станция, расположена вблизи городской черты Великого Новгорода. С восточной стороны к ней примыкают производственные мощности завода #акрон , а также ранее имелся подъездной путь к Новгородской ТЭЦ, находящейся на территории завода Акрон.
С 1980 года и предположительно по 1993, тогда ещё станция Вяжище имела электрификацию для движения электропоезда Новгород - Вяжище для работников предприятия «Акрон». Позднее их движение было закрыто из-за низкого пассажиропотока и убыточности.
На данный момент контактная сеть снята. Ранее электрификация была островной, в составе участка Новгород-на-Волхове — Вяжище. Первоначально это был изолированный электрифицированный участок. В декабре 1991 г. проведена электрификация линии Чудово — Новгород (связавшая его с контактной сетью главного хода Октябрьской железной дороги).
Совсем до недавнего времени имелось 2 платформы, 5 путей. К большому сожалению, все останки некогда богатой инфраструктуры в Вяжищах на момент нашего визита были ликвидированы, даже навесы на оставшейся платформе, и те были снесены.
От былого величия сохранились лишь здание вокзала. Вон оно, уместилось под табличкой. Внутрь зайти не получилось, путь преграждал свежий замок на дверях, а вот за пару месяцев до этого, Григорию Егорову, транспортнику из Санкт-Петербурга и просто хорошему человеку, повезло найти внутри «Служебное расписание движения приородных и грузопассажирских поездов с 29 мая 1994 г. по Московскому, Бологовскому, Санкт-Петербургскому, Псковскому, Волховстроевскому, Петрозаводскому и Мурманскому отделениям дороги»
Книга Гришей была полностью оцифрована и выложена в общий доступ. Ссылка есть внизу авторского поста.
Ну а мы сверившись с расписанием современным решили поезд не ждать, а ехать дальше, навстречу приключениям. У проходной завода «Акрон» сфотографировали вот такую замечательную инсталляцию.
Магистральный паровоз Эр 796-25 был выпущен в 1952 году заводом Mavag (заводской № 6703) и весь свой трудовой век отработал на железной дороге Окуловка – Малая Вишера. Устарев, ветеран вместе с тремя «коллегами» попал в парк резерва. Позже их отправили в депо на разделку. Паровозу Эр 796-25 повезло: его выкупил «Акрон».
Поначалу раритет хотели поставить перед инженерным корпусом заводоуправления, но препоной стала доставка памятника к месту стоянки, ведь махина весит 107 тонн. Прикинув так и сяк, решили установить его возле железнодорожного цеха. Всего за один день разорвали путь, отогнули рельсы и проложили дорогу к месту экспозиции. Чтобы облегчить установку, тяжелые внутренности убрали. Паровоз встал, как влитой. Было это в 2004 году.
Забавно, но когда монтировали памятник, поста охраны на дороге еще не было, и уже через неделю к ЖДЦ стали приезжать свадьбы, чтобы возложить цветы к постаменту...
К 1150-летию Великого Новгорода (сентябрь 2009) паровоз стал центром скульптурной композиции «Унесённые временем» - в его тендер установили скульптуру В.И. Ленина из запасов предприятия. Причём, первоначально статуй было две. Одна привычная, белого цвета, а вторую раскрасили в кислотные цвета, что вызвало волну возмущений среди коммунистов Великого Новгорода и после череды писем вторую статую убрали.
А на выезде из города, на развязке Лужского и Сырковского шоссе установлен самолёт-памятник Ил-28
Самолёт ранее был приписан к местной воинской части, а потом попал на постамент. К сожалению историю этого найти нигде не удалось.
Ну а мы удалялись от городской черты всё дальше. #велосипеды стремительно неслись по Большой Санкт-Петербургской улице в сторону крупной промышленной станции, с неприметным названием, через которую комбинат «Акрон» получает сырьё и вывозит готовую продукцию. О неё расскажем в третьей части повествования.
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — порадуйте автора лайком или сделайте репост.
Не забудьте подписаться на канал «Октябрьская магистраль» !
Пишите комментарии, задавайте вопросы. Рад общению с вами!