Найти тему

Новгородский железнодорожный узел и депо Новгород

А мы продолжаем рассказывать про нашу поездку в #великий новгород летом прошлого года. Осмотрев станцию и встретив пачку поездов у остановочного пункта Менделеевская, мы решили заехать в местное депо. От путепровода на проспекте Александра Корсунова, на котором мы ожидали поезда, до него буквально рукой подать.

В Великом Новгороде сходятся 3 железнодорожные линии:

  • от Батецкой, по которой осуществляется основной грузопоток;
  • от Павловска через Форносово подходит затерянная в лесах и болотах, но идеально прямая малодеятельная линия.
  • А со стороны Чудово подходит бывшая #узкоколейка , чуть более 100 лет назад перешитая на стандартную колею, по которой осуществляется основной пассажиропоток и по которой в Новгород приехали и мы.

Ещё была железнодорожная линия, соединявшая Новгород со Старой Руссой, но после войны её решили не восстанавливать. А также частично была построена линия на #валдай .

Итого практически 5 направлений, неплохо!

1. Остановочный пункт Новгород-депо
1. Остановочный пункт Новгород-депо

По иронии судьбы, в Новгороде, вдоль действующих железнодорожных линий выросли сплошные промзоны, а вот жилые кварталы построены на месте или вместо разобранных железных дорог. Из-за этого настилы все маленькие, рассчитанные на пару вагонов, не больше.

2. Табличка на остановочном пункте Новгород-Депо
2. Табличка на остановочном пункте Новгород-Депо

В депо оказалось весьма тихо. Пока мы петляли по городским улочкам, приехал наш электровоз. А следом за ним на дневной отстой прибыл и рельсовый автобус, который мы не упустили.

3. Рельсовый автобус РА1-017 прибывает в депо Новгород
3. Рельсовый автобус РА1-017 прибывает в депо Новгород

В депо отставивалась пара электровозов и тепловоз. К тому же все они были в красно-сером окрасе. Негусто... А ведь буквально лет 30 назад были планы по строительству полноценного депо для электричек, но теперь электрички в Новгороде очень редкие гости.

4. Электровозы 2ЭС4К-010 и ЭП20-064, рельсовый автобус РА1-017 и тепловоз 2ТЭ116-443 в депо Новгород
4. Электровозы 2ЭС4К-010 и ЭП20-064, рельсовый автобус РА1-017 и тепловоз 2ТЭ116-443 в депо Новгород

Рассчитывая встретить настоящую грузовую движуху, мы поехали на основную грузовую линию Луга-Батецкая-Новгород, но и там было тихо. На главной грузовой станции в городе стояла пара брошенных поездов.

5. Вид на станцию Новгород-Лужский с путепровода Сырковского шоссе
5. Вид на станцию Новгород-Лужский с путепровода Сырковского шоссе

Время уже поджимало, поэтому поезда решили не дожидаться, а поехать дальше. До конца дня нам предстояло проехать около 100 километров до станции Чудово-Московское, что на магистрали Санкт-Петербург - Москва.

А следующая точка нашего велозаезда - «въездные ворота» в город, станция Предузловая-Павловская.

6. Станция Предузловая-Павловская
6. Станция Предузловая-Павловская

Здесь расходятся линии на Санкт-Петербург и Чудово, отсюда же отходит целый куст подъездных путей к местным предприятиям, поэтому здесь имеется свой диспетчерский пост.

7. Станционное здание станции Предузловая-Павловская.
7. Станционное здание станции Предузловая-Павловская.

Путей много, но в тот день и они пустовали.

А вот таблички на платформах почему-то очень лаконичны. Первое слово из названия на них не упоминается. Наверное для дезориентации потенциального противника.

9. Табличка на остановочном пункте Предузловая-Павловская
9. Табличка на остановочном пункте Предузловая-Павловская

В тот день мы решили посетить все три железнодорожные линии в Новгороде и было бы очень странно не заехать в Вяжищи. Эта бывшая станция достойна отдельного поста. И мы ещё обязательно туда вернёмся, хотя бы чтобы прокатиться на дизель-поезде.

10. Вид на перегон Рогавка - Предузловая-Павловская. Видны остатки былой электрификации.
10. Вид на перегон Рогавка - Предузловая-Павловская. Видны остатки былой электрификации.

Вяжище - бывшая станция, расположена вблизи городской черты Великого Новгорода. С восточной стороны к ней примыкают производственные мощности завода #акрон , а также ранее имелся подъездной путь к Новгородской ТЭЦ, находящейся на территории завода Акрон.

11. Остановочный пункт Вяжище, перегон Рогавка - Предузловая-Павловская
11. Остановочный пункт Вяжище, перегон Рогавка - Предузловая-Павловская

С 1980 года и предположительно по 1993, тогда ещё станция Вяжище имела электрификацию для движения электропоезда Новгород - Вяжище для работников предприятия «Акрон». Позднее их движение было закрыто из-за низкого пассажиропотока и убыточности.

На данный момент контактная сеть снята. Ранее электрификация была островной, в составе участка Новгород-на-Волхове — Вяжище. Первоначально это был изолированный электрифицированный участок. В декабре 1991 г. проведена электрификация линии Чудово — Новгород (связавшая его с контактной сетью главного хода Октябрьской железной дороги).

Совсем до недавнего времени имелось 2 платформы, 5 путей. К большому сожалению, все останки некогда богатой инфраструктуры в Вяжищах на момент нашего визита были ликвидированы, даже навесы на оставшейся платформе, и те были снесены.

12. Табличка на остановочном пункте Вяжище
12. Табличка на остановочном пункте Вяжище

От былого величия сохранились лишь здание вокзала. Вон оно, уместилось под табличкой. Внутрь зайти не получилось, путь преграждал свежий замок на дверях, а вот за пару месяцев до этого, Григорию Егорову, транспортнику из Санкт-Петербурга и просто хорошему человеку, повезло найти внутри «Служебное расписание движения приородных и грузопассажирских поездов с 29 мая 1994 г. по Московскому, Бологовскому, Санкт-Петербургскому, Псковскому, Волховстроевскому, Петрозаводскому и Мурманскому отделениям дороги»

Книга Гришей была полностью оцифрована и выложена в общий доступ. Ссылка есть внизу авторского поста.

Ну а мы сверившись с расписанием современным решили поезд не ждать, а ехать дальше, навстречу приключениям. У проходной завода «Акрон» сфотографировали вот такую замечательную инсталляцию.

Магистральный паровоз Эр 796-25 был выпущен в 1952 году заводом Mavag (заводской № 6703) и весь свой трудовой век отработал на железной дороге Окуловка – Малая Вишера. Устарев, ветеран вместе с тремя «коллегами» попал в парк резерва. Позже их отправили в депо на разделку. Паровозу Эр 796-25 повезло: его выкупил «Акрон».

Поначалу раритет хотели поставить перед инженерным корпусом заводоуправления, но препоной стала доставка памятника к месту стоянки, ведь махина весит 107 тонн. Прикинув так и сяк, решили установить его возле железнодорожного цеха. Всего за один день разорвали путь, отогнули рельсы и проложили дорогу к месту экспозиции. Чтобы облегчить установку, тяжелые внутренности убрали. Паровоз встал, как влитой. Было это в 2004 году.

Забавно, но когда монтировали памятник, поста охраны на дороге еще не было, и уже через неделю к ЖДЦ стали приезжать свадьбы, чтобы возложить цветы к постаменту...

К 1150-летию Великого Новгорода (сентябрь 2009) паровоз стал центром скульптурной композиции «Унесённые временем» - в его тендер установили скульптуру В.И. Ленина из запасов предприятия. Причём, первоначально статуй было две. Одна привычная, белого цвета, а вторую раскрасили в кислотные цвета, что вызвало волну возмущений среди коммунистов Великого Новгорода и после череды писем вторую статую убрали.

А на выезде из города, на развязке Лужского и Сырковского шоссе установлен самолёт-памятник Ил-28

14. Самолёт-памятник новгородским Авиаторам Ил-28 на перекрёстке Лужского и Сырковского шоссе
14. Самолёт-памятник новгородским Авиаторам Ил-28 на перекрёстке Лужского и Сырковского шоссе

Самолёт ранее был приписан к местной воинской части, а потом попал на постамент. К сожалению историю этого найти нигде не удалось.

Ну а мы удалялись от городской черты всё дальше. #велосипеды стремительно неслись по Большой Санкт-Петербургской улице в сторону крупной промышленной станции, с неприметным названием, через которую комбинат «Акрон» получает сырьё и вывозит готовую продукцию. О неё расскажем в третьей части повествования.

Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилась статья — порадуйте автора лайком или сделайте репост.

Не забудьте подписаться на канал «Октябрьская магистраль» !

Пишите комментарии, задавайте вопросы. Рад общению с вами!