Найти тему
Беерот Ицхак

Глава Итро — Чти отца твоего и мать твою

Оглавление

Пренебрежение родителями как признак моральной низости

Сказано в мишне трактата Сота (9:15): «…сын позорит отца; дочь встает против матери; невестка — против свекрови; враги человека — его домашние; лицо поколения подобно морде собаки; сын перестает стыдиться отца».

В этой части мишны, описывающей время перед приходом Машиаха, приведены проблемы, которые возникнут внутри семей. Однако в этом списке находится высказывание о поколении с собачьей мордой, которое, на первый взгляд, не имеет отношения к проблемам отношений родителей и детей. Поясняет рав Хаим Каневский, что здесь описан процесс духовного падения общества. Сначала проблемы возникают только в отношениях между детьми и родителями. Когда сын начинает поступать против воли родителей, то сначала он скрывает это из-за стыда перед отцом. Однако, когда моральная низость достигает таких масштабов, что все окружающие откровенно пренебрегают уважением ко всему святому, тогда уже и сын не стыдится прилюдно позорить отца. А то, что дочь сразу встает против матери, в то время, когда сын позорит отца тайно — это потому, что сын обычно побаивается отца, что менее присуще отношениям матери с дочками.

Может ли еврей, осиротевший в раннем возрасте, восполнить утраченную заповедь «Уважай отца и мать свою»?

Может ли еврей, который в силу разных причин не удостоился чести выполнить заповедь «Чти отца твоего и мать твою», восполнить это другим путем? Например, если он договорится с другим евреем, имеющим родителей, но не обладающим средствами, что будет обеспечивать его родителей. Как это было установлено в договоре «Иссахара и Звулуна», когда колено Звулуна работало и содержало колено Иссахара, изучавшего Тору, а заслуги делились поровну. На это рав Хаим Каневский ответил: ему будет засчитана огромная заслуга за то, что он помог другому выполнять важную заповедь. Однако понятие «Договор Иссахара и Звулуна» применимо лишь по отношению к заведи об изучении Торы.

Много ли заповедей, выполнение которых способно привести к постижению мудрости и знаний Торы?

Говорят наши мудрецы, что заповедь «Чти отца твоего и мать твою» является очень важной заповедью, в заслугу которой еврей способен прийти к постижению мудрости Торы. Но какая связь существует между этими двумя понятиями?

В Мишне Кидушин (1:10) сказано: «Тот, кто выполняет одну заповедь [дальше поясняется, какую], получает награду в этом мире, годы жизни его увеличиваются [годы изучения Торы, как сказано: “…ибо Он жизнь твоя и долгота дней твоих” (Дварим, 30:20)], и он наследует землю [будущий мир]». А в Иерусалимском Талмуде (Кидушин 1:5), добавляется: «Сказал раби мар Уква: как то заповедь “Чти отца твоего и мать твою”».

Сказано «как то», следует ли понимать, что есть еще заповеди, способные обогатить человека заслугами?

читать дальше