Сказано в «Мидраш Раба» (Коэлет): «Евреи, когда вышли из Египта, были достойны того, чтобы Тора была дана им сразу же. Однако сказал Всевышний: “Лицо Моих сыновей еще не сияет. Они вышли из рабства глины и кирпичей, и не могут получить Тору сразу же”.
Чему это уподобить? Царский сын только что выздоровел от тяжкой болезни. Советники говорят царю: “Пусть царевич идет в школу”. Отвечает царь: “Лицо моего сына еще не сияет, а вы говорите – пусть идет в школу? Нет, пусть он два-три месяца хорошо ест и пьет, поправится окончательно, и тогда пойдет в свою школу”. Так и Всевышний сказал: “Лицо Моих сыновей еще не сияет”. Они только что вышли из рабства глины и кирпичей, а Я сразу дам им Тору? Нет, пусть питаются два-три месяца маном, пьют воду из колодца Мирьям, едят перепелок, а после этого я дам им Тору. Когда? “В третий месяц после выхода сынов Израиля из Египта, в этот день они пришли в Синайскую пустыню”».
Как хорошо мы, выжившие в страшной Катастрофе, понимаем этот Мидраш!
Как мы понимаем призыв царя Давида к самому себе, к своей душе (Теилим, 116:7-8): «Вновь свой покой обрети, душа моя, потому что Б-г осчастливил тебя воздаянием. Потому что уберег Ты душу мою от смерти, око мое – от слез, ногу мою – от преткновения».
После того, как эта страшная война закончилась, и стало ясно, что мы действительно спаслись от смерти, мы еще настолько нуждались в милосердии Свыше, чтобы наши души снова обрели покой!
Мы собрались в лагере беженцев в Германии — выжившие в лагерях смерти, прошедшие Сибирь… Атмосфера была мрачной и подавленной. Со всех сторон только и слышно было: «Наши семьи погибли, ничего не осталось, зачем нам жить?»
Я помню, обратились ко мне, чтобы я устроил кидушин (женитьбу) паре беженцев. Я спросил жениха: «Она будет покрывать голову?». Тот ответил: «Если будет, то чем?». Куска ткани покрыть голову не было, все мы ходили в лохмотьях!
Я сказал ему: «Иди и скажи ей, что если она примет на себя обязательство покрывать голову после свадьбы, устроим хупу ».
Ну что, провел я кидушин , все там плакали. Кроме жениха и невесты, двух свидетелей и меня, было еще шесть человек. Прямо как сказано в трактате Ктубот (8б): «Благословение на свадьбу произносят в миньяне из десяти человек, и жениха включают в миньян ». Кто были эти шестеро? Любопытные, которые пришли посмотреть, как еврей совершает такую глупость – строит еврейский дом, после того что все разрушено до основания.
Вот такое было ощущение. Такой был взгляд на жизнь.
В каком великом милосердии и помощи Свыше мы нуждались, чтобы наши души вновь обрели покой после всех зрелищ, что видели, после всех ужасов, что пережили…
Расскажу еще кое-что...