Виктор Иванович Сухоруков родился 10 ноября 1951 года в Орехово-Зуево. Роли его разнообразны: от отморозков и бандитов в "Брате" и "Антикиллере" до отца Филарета в "Острове", Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании" и Павла Первого. Настоящая слава пришла к актеру уже после сорока лет.
В его детстве не было ни театра, ни цирка, ни гитары с фортепьяно. Он рос в провинции, в полупустой комнате фабричных рабочих с братом и сестрой. Вся обстановка - диван, стол, буфет и ведро, в которое справляли нужду ночью, если приспичит. Посуду мыли в тазике. Виктор был старшим сыном в семье.
"Я был соткан из фантазий. Одна - сытно наесться, другая - надеть чистую рубашку, третья - получать пятерки в школе..." - вспоминал Сухоруков.
Виктор был вначале был уверен, что ему уготована слесарно-токарная биография, а по выходным пьяная гульба, от которой он скоро бы сгорел, а в народе осталась бы только память о его циррозе печени.
Его мама умерла в 52 года, проработав всю жизнь на хлопчатобумажном комбинате. Она, живя в Орехово, так ни разу не доехала до Москвы, которая была всего в 95 километрах. После рождения сестры Гали мать пристрастилась к алкоголю и ее жизнь напоминала замкнутый круг: работа-дом-выпивка. Она оказалась не приспособленной к семейной жизни - не готовила, не убирала, не стирала, забывала забрать детей из детского сада, не ходила на родительские собрания в школу.
В четыре года Виктор в детском саду увидел кукольное представление, на которое он завороженно смотрел и поверил, что куклы живые. Мальчишкой он решил, что будет артистом. Виктор, мальчик из маргинальной семьи, буквально лбом пробивал себе дорогу. На электричке один ездил в Москву, играл в массовке на "Мосфильме". Использовал любую возможность, лишь бы попасть в кадр, не жалея здоровья, не зная усталости. Одноклассники, мать с отцом не верили в него: "Да какой ты артист?!", "Кому ты нужен?", "С чего ты взял, что получится?", "Иди на фабрику! Вот твоя судьба".
В картине "Звезды не гаснут" в эпизоде он валялся в снегу на Красной площади. У Родиона Нахапетова в фильме "С тобой и без тебя" долго бегал по холоду в кадре, правда, его имени даже не упомянули в титрах. В "Молодых" весь съемочный день просидел на мокром каменном парапете у высотки на Москве-реке.
Виктор был левшой, за что ему попадало в школе и от родителей линейкой по этой самой руке. Из страха, что он не такой как все, что над ним будут издеваться, он старался делать все правой рукой.
После перенесенной скарлатины Виктор оглох на оба уха. Мама за ручку не водила его в поликлинику, Поэтому мальчишка самостоятельно нашел ЛОР-врача, который помог ему восстановить слух. Это была замечательная женщина, профессор Александрова. Он хотел служить в армии, а глухих и слабо слышащих, естественно не брали. Профессор вставила ему в ухо трубку с огромной резиновой грушей и велела по команде громко крикнуть: "Па-ро-ход!", после чего с силой надавила на грушу.
Из его ушей как будто вынули беруши и мир вокруг зашелестел, зашумел, ожил... Он словно опьянел от звуков, ему казалось, что вокруг люди кричат, визжат тормоза машин, звонко поют птицы. Но эйфория длилась недолго, слух снова снизился. Ему пришлось длительно лечиться, чтобы восстановить слух. К пятнадцати годам он стал нормально слышать.
После восьмого класса Виктор пошел в вечернюю школу и работал учеником слесаря на крутильно-ниточной фабрике. С первой зарплаты он купил в кредит двубортный костюм за сорок семь рублей, оранжевую рубашку и болоньевую куртку. Мать в негодовании кричала: "Вот и живи теперь со своим кредитом!" и выгоняла его из дома.
Окончив школу, он попытался поступить в ГИТИС, но провалился на экзаменах. Тогда он отправился в армию. Демобилизовавшись, Виктор в 1974 году поступил в ГИТИС на курс Всеволода Остальского. Остальский рискнул, взял его на курс, помог с сочинением, которое Виктор написал на двойку, попросив натянуть троечку. Остальский сказал про Сухорукова: "Он либо ненормальный, либо гениальный".
В театральном его однокурсниками были Юрий Стоянов и Татьяна Догилева. Сухоруков гордился, что его на уроке танцев поставили в пару с Таней Догилевой. Так они и провальсировали четыре года. Кто только не плел интриги против него, чтобы завладеть партнершей Виктора. Но Татьяна его ни на кого не променяла.
На торжественное вручение дипломов в ГИТИСе Сухоруков пришел в изрядном подпитии. Педагог Евгения Козырева торжественно вручала на сцене документ об окончании ВУЗа и тепло напутствовала выпускников. Всем вручили дипломы, кроме Сухорукова. Евгения Николаевна произнесла: "Остальные получат диплом в следующий раз!" В зале раздались голоса: "А Сухоруков?" Козырева повторила: "Я знаю, что говорю..." Виктор спрыгнул со сцены и прошел через зал, как через палочный строй. Сухоруков, как изгой, получил диплом в отделе кадров.
В 1978 году по окончании института по приглашению Петра Фоменко Виктор уехал в ленинградский Театр комедии им. Акимова и получил главную роль в спектакле "Добро, ладно, хорошо". Через 4 года его уволили из труппы из-за его увлечения спиртным. Кем только он не работал в этот период: охранником, хлеборезом, посудомойщиком, даже дворником. И все время он пил, пил и пил... Временами собирал бутылки.
Больше всего ему нравилась работа в булочной на Сенной. Во-первых, люди там были приятные и душевные, во-вторых, каждое утро им полагалось два стаканчика кофе с молоком и слойкой. Разгрузив машину с хлебом, Виктор отправлялся в ближайший пивной ларек.
Новый режиссер Театра комедии Юрий Аксенов принял решение вернуть Сухорукова в труппу. Виктор уволился из булочной, но в театр не попал, у руководства изменились планы.
Сухоруков обивал пороги театров северной столицы и везде получал отказ. Последовательно обошел с поклонами Зиновия Корогодского из ТЮЗа, Рубена Агамирзяна из Театра имени Комиссаржевской, Георгия Товстоногова из БДТ... Он просил: " Возьмите меня в театр, я докажу, что я талантливый и хороший актер!"
И везде на него смотрели с высоты: "Кто это? Что за гнусный карлик к нам явился? Да еще и плешивый с оттопыренными ушами..." Поддержки не было ни от друзей, ни от однокурсников. Он дружил с Юрием Томошевским, однокурсником, возглавлявшим театр "Приют комедианта", но он не позвал Виктора в свой театр. Спустя много лет, у Томошевского спросили почему так вышло и он ответил: "Витька меня ни о чем не просил..."
Сухоруков все больше погружался в пучину пьянства. В этот период сосед по коммуналке Толик попросил его поменяться комнатами. У Толика была тетка, занимавшая комнату в коммуналке на Васильевском острове. Когда она заболела, то изъявила желание поселиться с племянником. Виктор должен был освободить свою комнату и уехать на Васильевский. Так, всего за литр спирта, из 17-метровой комнаты Сухоруков переехал в 30-метровую на Васильевском, где прожил 10 лет. Потом в этой квартире поселился режиссер Алексей Балабанов.
Каждое утро просыпаясь, Сухоруков говорил себе: "Я хитрый, выпутаюсь!" По словам актера, в одно особенно тяжелое утро он вдруг понял, что если продолжит в том же духе, то жизнь его не будет ни долгой, ни счастливой.
Виктор взял себя в руки, пройдя курс лечения в Бехтеревском институте и в 1987 году вернулся на сцену, правда теперь в театр Ленкома. В кино его заметили в 1989 году после выхода на экраны фильма Юрия Мамина "Бакенбарды". Однокурсник и друг юности Юрий Стоянов поддерживал Виктора финансово, дарил одежду и снимал в своем "Городке".
Но прославили Виктора Сухорукова яркие работы у режиссера Алексея Балабанова.
Балабанов утвердил его на главную роль в свой дебютный фильм "Счастливые дни" по мотивам произведений Беккета. Алексей рассказывал, что решение снимать Сухорукова, принял после того, как на пробах Виктор смешно перепутал текст.
Потом был "Замок" по Кафке, затем Балабанов начал работу над картиной "Ехать никак нельзя" (в прокате "Про уродов и людей"), но денег на картину не выделили. Он задумал за кратчайшие сроки - всего за месяц снять фильм "Брат". Бюджет был небольшим -100 тысяч долларов США. Это был 1997 год и Сухорукову уже было 46 лет.
Одежда Татарина - героя Сухорукова собиралась с "миру по нитке". Жена Балабанова - художник по костюмам Надежда Васильева предоставила для съемок свое зеленое пальто, приобретенное в Германии во время съемок фильма "Замок", желтый пиджак одолжил брат актрисы Анастасии Мельниковой , а яркий галстук подарили отцу Надежды. После этого фильма Виктор стал знаменитым. Сколько лет прошло, а ему до сих пор вслед кричат: "Как дела, брат?"
Балабанов заработал денег на фильме "Брат" и вернулся к прежней задумке, которая вышла под названием "Про уродов и людей". Пока снимался этот фильм, у Балабанова созрели желание и необходимость выпустить "Брата 2". Когда снимали "Про уродов и людей", Сухоруков чуть не сорвал съемки - опять крепко запил. На съемки приезжал из больницы, где лежал под капельницей. Позже были "Жмурки" у того же Балабанова.
Больше у Балабанова он не снимался. После "Брата 2" Сухоруков стал трезвенником, а Балабанов наоборот, стал пить по нарастающей. Виктор обиделся на Балабанова, когда тот не взял его в фильм "Трофимъ".
Он так и не получил от Балабанова внятного ответа, почему Алексей Октябринович прекратил его снимать. Режиссер то говорил: "Ты такой крутой стал!", то "Роли для тебя нет", а еще говорил: "Мы с тобой родные люди, Витенька!"
Среди самых известных фильмов с участием Виктора Сухорукова: "Счастливые дни", "Комедия строго режима", "Брат" и "Брат-2", "Театральный роман", "Про уродов и людей", "Бедный, бедный Павел", "Изгнанник", "Не хлебом единым", "Остров", сериалы "Улицы разбитых фонарей", "Бандитский Петербург", "Физрук", "Годунов" и другие.
Виктор Сухоруков является Почетным гражданином своего родного города Орехова-Зуева. 9 сентября 2016 года ему там установлен бронзовый памятник.
Он долго избегал такого определения - "памятник", предпочитая называть это городской скульптурой: бронзовая скамейка и фигура Сухорукова в натуральную величину. Местный предприниматель Игорь Беркаусов так захотел поздравить Виктора Ивановича с юбилеем. Сухоруков категорически отказывался, но Беркаусов сказал: "Вы наш национальный орехово-зуевский герой".
"Это памятник моему поколению - детям казарм, таким же, как и я, мечтателям, победителям, которые шли к мечте, страдая, падая и поднимаясь, получая дерзкие и грубые слова в свой адрес. Все это и называется жизнью", – отметил он.
Актер никогда не был женат. О причинах своего одиночества актер говорит открыто, не стесняясь и не опасаясь осуждения. На многочисленные вопросы журналистов он отвечает так: "Много лет назад я сделал выбор между семьей и профессией. Я хорошо знаю, что не смогу поспеть и там и там. Была ли у меня любимая женщина? Да, была и не одна. Но каждый раз я сразу предупреждал, что ничего серьезного со мной не построишь. Отсутствие семьи - это, можно сказать, моя жертва..."
Родителей его давно нет в живых. Брат, избравший профессию военного, умер очень рано, в 38 лет от прободения язвы. Осталась любимая сестра Галина и племянник Иван, которым Виктор всегда помогает. Он купил родственникам дом в Орехово-Зуево, где с удовольствием сам отдыхает, ходит в лес за грибами и ягодами.
"У меня было три жизни. Первая - вступительная. Вторая - самая испытующая. Третья - благодатная, светлая, наградная, рассудочная и ясная. Интересная, трезвая и осознанная," - делится Виктор Иванович Сухоруков. В этом году актеру исполнится 70 лет. Он переехал из Петербурга в Москву, где более комфортно себя чувствует.
"Ну что ж, никак не надышусь я, стирая туфли о Москву...
Как поздно я домой вернулся, покинув Питера тоску… " - из стихов Виктора Сухорукова.