Найти тему
Записки репетитора

Почему учителю отказывают в праве на эмоции

Я довольно много пишу об учителях, причем о хороших учителях. И вот на что я обратила внимание. Впрочем, я лучше поясню на примерах.

***

Статья о совершенно классной учительнице биологии: «Урок биологии в восьмом классе – «с биологичкой круто».

Там одного ученика назвали одноклеточным. Понятно, что в шутку. И он нисколько не обиделся (потому что по большому счету действительно одноклеточный). Но в комментариях понеслось:

А не боится, что Иванов ее засудит за оскорбления?
А с Иваном получилось как? Кто-то, не он сам, пошутил, а она его перед всем классом одноклеточним назвала. Вот конкретно в этой ситуации, считаю, что шутка была не уместна, это очень неосмотрительно для учителя.

Кто то тоже в комментариях правильно написал:

Да что вы! ) Скажи я, как эта учительница, что мой ученик - одноклеточное или человек неразумный, тут же будет жалоба на оскорбление ребенка! ) Приходится использовать цитаты из классиков в качестве эвфемизмов.

***

Потом была еще статья: «Пожилые учителя выходят на пенсию… Как сейчас говорят – «печалька».

Что интересно, статья была написана с глубокой симпатией к учителям, но все равно нашлись люди, которые радостно обвинили меня в цинизме, злости, яжематеринстве и прочих грехах.

И опять. Учительница вполне миролюбиво спросила ученицу:

- Ты что, больная?

Не просто так прицепилась, там было по делу. Плюс тут же есть такие моменты, как сама ситуация, интонация, невербальные жесты какие-то. Но неееет! Обидели ж дитачку. Оскорбили в самую печенку.

Так что комментаторы опять:

а от учителя фраза:" Разве это можно путать… Ты что, больная?"- это нормально? Каков вопрос - таков ответ. Но с учителя, как человека взрослого, полностью дееспособного, имеющего высшее специальное образование и жизненный опыт, спрос должен быть все же больше, чем с ученика, заведомого недееспособного по возрасту.
можно и привлечь, тянет на оскорбление и унижение достоинства.
учителя вполне заслуживают таких детей
Извините, но, по-моему, эта учительница хамка. Если ученики ведут себя по-хамски, это не значит что учитель должен до их уровня опускаться.

***

Знаете, на что я обратила внимание? Как быстро начинают «обижаться» и кидаться словами: суд, оскорбление чести и достоинства, привлечь к ответственности. В общем: ату его, ату.

При этом (если находиться внутри ситуации) – нет там никакого оскорбления. Обычно ученики не обижаются, даже сами весело хихикают. И обстановка разряжается. Вот, к примеру.

Дочь мне рассказывает, что учительница химии им сообщила:

- Я вам разрешаю пользоваться шпаргалками по причине вашей умственной отсталости.

Она им разрешила выписать кислоты, формулы, степени окисления и прочее.

Я прямо предвижу крики:

- Да как она могла, оскорбила детей.

Да ничего дети не оскорбились.

- Красиво сформулировано, - сказали дети. И пошли выписывать.

***

Или вот я, например, к своим студентам периодически обращалась:

- Господа имбецилы!

Им это чрезвычайно нравилось. Зато в случае, если я распиналась на тему «ничего не поняли, контрольную написали плохо», они мне радостно отвечали:

- Так мы же имбецилы, что вы от нас хотите.

А если хорошо, и я их хвалила:

- Видите, мы не совсем имбецилы! Мы слегка поумневшие имбецилы.

Почему-то им это слово очень нравилось. А так-то тоже можно было меня привлечь «за оскорбление чести и достоинства».

Армагеддон Люциферович (это мой отец и тоже педагог) в свое время вообще изо всех сил лупил указкой по столу и смеялся, как Фантомас. Ученики были в восторге. Даже сами иногда просили, чтобы он таким образом установил дисциплину. Тем более, он был тогда лысый, но с громадной бородой.

А ведь тоже ранил нежную детскую психику, привлечь бы не мешало.

***

Расскажу еще один случай. Дети из класса, где учится моя дочь, на перемене кидались друг в друга ботинком. Прозвенел звонок, открылась дверь класса, пролетел ботинок и попал куда? Как вы думаете? Практически в лицо молодой учительнице, которая как раз открыла дверь. Вот буквально рядом пролетел. Вы бы что в этой ситуации сказали?

- Милые дети, не надо так делать, это нехорошо.

Только честно, честно.

Вот и учительница от неожиданности вскрикнула:

- Вы что, совсем идиоты?

И потом долго переживала, что теперь ученики имеют на нее право пожаловаться за оскорбление. А моя дочь и еще несколько учеников сказали, что за правду не обижаются, «потому что мы и есть идиоты». А потом Бездна (это имя моей дочери на данном канале) ее утешала, размахивая всяческими кодексами. И говорила, что:

А) это они не имели права кидаться ботинками, нарушая таким образом дисциплину и нанося ущерб школьному имуществу (они ж тогда лампу разбили);

Б) она имеет право подать на них встречный иск за причинение морального и физического ущерба.

И угрожала пойти в свидетели, если что.

А в заключение приведу цитату из моего любимого Макаренко.

С другой стороны, я должен уметь разразиться. В прошлом году я читал в вашем педагогическом журнале, каким тоном надо разговаривать с воспитанниками. Там сказано: педагог должен разговаривать с воспитанниками ровным голосом. С какой стати? Почему ровным голосом? Я считаю, что это такой нудный педагог получится, что его просто все возненавидят. Нет, я считаю, что педагог должен быть весел, бодр, а когда не то делается, должен и прикрикнуть, чтобы чувствовали, что если я сердит, так сердит по- настоящему, а не так что — не то сердится, не то педагогическую мораль разводит.
… Я пошел по спальням. Вижу, что-то не то: пыль, там носовой платок валяется у самого лучшего моего командира Яновского, открыл шкаф — оттуда целую кучу грязи можно вывезти. Я тут ровным голосом ничего не говорил, а настоящим голосом сказал: «Десять часов ареста, а больше я никуда не иду, завтра утром буду принимать уборку сам».

***

Понимаете, учитель – не робот. Он и не должен быть роботом. Он человек, и ничто человеческое ему не чуждо. И если дети это видят – разве это плохо?

А вам, адептам стратегии «привлечь и наказать», могу только сказать:

- Давайте, давайте. Ставьте каждое лыко в строку, ищите, к чему бы придраться. Учитель-то уйдет, а кто ваших детей учить будет?

Помните, я писала про математичку, которая говорила, что дети зевают так, «что все кишки видно»? И обещала всех выкинуть в окно? Кстати, детям очень нравилось, никто и не думал обижаться. Тоже кричали в комментариях: унижает, оскорбляет. Что ж, ушла она на пенсию. Теперь молодая учительница, которая не унижает и не оскорбляет. А знаний у детей – ноль целых ноль десятых. Да лучше бы их каждый день старая учительница выкидывала в окно, зато знания были. ))

Нету черного и белого, понимаете? Есть множество оттенков. А если вы мыслите на уровне «не допускать и пресекать» - вы просто ограниченный человек. Так зачем свою ограниченность и наличие эмоционального диапазона, как у зубочистки, переносить на других?

Поэтому я попрошу подобных людей не писать сюда, а также не ставить лайки и не подписываться на мой канал - нам с вами не по пути. Вы не узнаете здесь ничего нового и интересного для вас.

Вот о чем я писала 1 февраля в прошлом году (я немного тут даты перепутала):

Ребенок какой-то не такой – продолжение истории