Найти в Дзене

Танцуют все! Часть вторая

В каких советских фильмах герои танцуют - упоённо, артистично, на душевном подъёме?
Оглавление
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Продолжаем вспоминать самые яркие эпизоды советских фильмов, где герои танцуют - упоённо, артистично, на душевном подъёме или как будто последний раз в жизни.

Танец в царских палатах («Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссёр Леонид Гайдай).

Комедийная версия царского пира в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Там – садисты-опричники, здесь – царица Марфа Васильевна (Нина Маслова) и девицы-боярышни одна другой краше.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Там – пляшущий в женском платье перед царём любимец Грозного Фёдор Басманов, умевший не только отплясывать, но и воевать. Здесь – вор-домушник Жорж Милославский (Леонид Куравлёв), не бросивший свои уголовные привычки и в древней Москве.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

А главное отличие, там – Государь Всея Руси Иоанн Васильевич, правитель грозный и самовластный, здесь – и.о. царя, управдом Иван Васильевич Бунша(Юрий Яковлев), уже поднабравшийся и заигрывающий с царицей. Кстати, настоящая Марфа Васильевна Собакина после свадьбы прожила чуть больше двух недель – видимо, была отправлена.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Там – царский пир. Здесь – банкет. И музыка совсем разная. На пиру – жуткий припев: «ой, жги, жги… топорами приколачивай». На банкете Бунша приказывает «массовое петь, современное» - и вот уже музыканты аккомпанируют Жоржу Милославскому, который голосом Валерия Золотухина исполняет шлягер «Разговор со счастьем» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва).

Вместо погребального стука топоров – стук счастья в скрипучую дверь.

Эстрадная лирическая песня неожиданно переходит в рубленный ритм, который всё более убыстряется. «Танцуют все!» - командует подгулявший самодержец-самозванец Бунша.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Зажигают девицы-боярышни, выкидывает коленца дьяк Феофан (Савелий Крамаров). И чем разнузданнее пляшут в царских палатах, тем ощутимее нарастает угроза. В современной Москве к дому, где прячется Иоанн Васильевич, едут милицейская группа и бригада скорой, а царёво войско вместо того, чтобы бить врага на Изюмском шляхе, поворачивает обратно.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

И как перст судьбы возникает в кадре боярский указующий палец: «Войско взбунтовалось. Говорят, царь не настоящий!».

Фантастический танец – казалось бы, высший момент торжества Бунши и Милославского - оборачивается катастрофой, и на этот раз шансов на спасение практически нет.

Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"
Кадр из фильма "Иван Васильевич меняет профессию"

Одна из самых мощных по эмоциональному накалу сцена мастерски смонтирована, ни одного лишнего кадра. И такая же безупречная постановка танцев – работа главного балетмейстера Московского Цирка на Цветном бульваре Петра Гродницкого, одного из лучших хореографов того времени. Его приглашали к себе в кино Гайдай, Панфилов, Митта…

Эротический танец в гостиничном номере («Бриллиантовая рука», 1969 год, режиссёр Леонид Гайдай).

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Соблазнительная блондинка Анна Сергеевна (Светлана Светличная), явно свой человек в уголовном мире, соглашается выполнить задание главы преступной группировки Шефа. Как бы случайно она знакомится с главным героем – Семёном Семёновичем Горбунковым (Юрием Никулиным), обещая продать ему дефицитную вещь, которую он ищет – халат с перламутровыми пуговицами. Анна Сергеевна приглашает Горбункова прийти к ней вечером в гостиничный номер.

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Оказавшись один на один, Горбунков теряется от вполне недвусмысленных попыток его соблазнить. Сексапильная блондинка демонстрирует халат, танцуя под звуки танго «Помоги мне» - пародии, как и многое в этом фильме, на западный образ жизни. «Так вот он какой, стриптиз», - думал советский человек, улавливая разницу между нашей родной аморалкой и «ихними» извращениями и паскудством.

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Голая спина Светличной – для многих подростков семидесятых с этого кадра начинался чувственный опыт новичка-первохода.

Светличная позднее вспоминала, что перед съёмкой испытывала огромный страх. Она была благодарна Гайдаю, что тот убрал со съёмочной площадки всех лишних людей.

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"
Кадр из фильма "Бриллиантовая рука"

Танец поставил тот же балетмейстер, что в последствии будет работать на фильме «Иван Васильевич меняет профессию», Пётр Гродницкий. Песню исполняет одна из звёзд советской эстрады, чьё имя не всегда указывали в титрах, Ада Ведищева. Авторы песни Александр Зацепин и Леонид Дербенёв в очередной раз написали шлягер, который уже больше полувека живёт, подпитываясь народной любовью.