- Продолжаем вспоминать самые яркие эпизоды советских фильмов, где герои танцуют - упоённо, артистично, на душевном подъёме или как будто последний раз в жизни.
- Вместо погребального стука топоров – стук счастья в скрипучую дверь.
- Голая спина Светличной – для многих подростков семидесятых с этого кадра начинался чувственный опыт новичка-первохода.
Продолжаем вспоминать самые яркие эпизоды советских фильмов, где герои танцуют - упоённо, артистично, на душевном подъёме или как будто последний раз в жизни.
Танец в царских палатах («Иван Васильевич меняет профессию», 1973 год, режиссёр Леонид Гайдай).
Комедийная версия царского пира в фильме Эйзенштейна «Иван Грозный». Там – садисты-опричники, здесь – царица Марфа Васильевна (Нина Маслова) и девицы-боярышни одна другой краше.
Там – пляшущий в женском платье перед царём любимец Грозного Фёдор Басманов, умевший не только отплясывать, но и воевать. Здесь – вор-домушник Жорж Милославский (Леонид Куравлёв), не бросивший свои уголовные привычки и в древней Москве.
А главное отличие, там – Государь Всея Руси Иоанн Васильевич, правитель грозный и самовластный, здесь – и.о. царя, управдом Иван Васильевич Бунша(Юрий Яковлев), уже поднабравшийся и заигрывающий с царицей. Кстати, настоящая Марфа Васильевна Собакина после свадьбы прожила чуть больше двух недель – видимо, была отправлена.
Там – царский пир. Здесь – банкет. И музыка совсем разная. На пиру – жуткий припев: «ой, жги, жги… топорами приколачивай». На банкете Бунша приказывает «массовое петь, современное» - и вот уже музыканты аккомпанируют Жоржу Милославскому, который голосом Валерия Золотухина исполняет шлягер «Разговор со счастьем» (музыка Александра Зацепина, слова Леонида Дербенёва).
Вместо погребального стука топоров – стук счастья в скрипучую дверь.
Эстрадная лирическая песня неожиданно переходит в рубленный ритм, который всё более убыстряется. «Танцуют все!» - командует подгулявший самодержец-самозванец Бунша.
Зажигают девицы-боярышни, выкидывает коленца дьяк Феофан (Савелий Крамаров). И чем разнузданнее пляшут в царских палатах, тем ощутимее нарастает угроза. В современной Москве к дому, где прячется Иоанн Васильевич, едут милицейская группа и бригада скорой, а царёво войско вместо того, чтобы бить врага на Изюмском шляхе, поворачивает обратно.
И как перст судьбы возникает в кадре боярский указующий палец: «Войско взбунтовалось. Говорят, царь не настоящий!».
Фантастический танец – казалось бы, высший момент торжества Бунши и Милославского - оборачивается катастрофой, и на этот раз шансов на спасение практически нет.
Одна из самых мощных по эмоциональному накалу сцена мастерски смонтирована, ни одного лишнего кадра. И такая же безупречная постановка танцев – работа главного балетмейстера Московского Цирка на Цветном бульваре Петра Гродницкого, одного из лучших хореографов того времени. Его приглашали к себе в кино Гайдай, Панфилов, Митта…
Эротический танец в гостиничном номере («Бриллиантовая рука», 1969 год, режиссёр Леонид Гайдай).
Соблазнительная блондинка Анна Сергеевна (Светлана Светличная), явно свой человек в уголовном мире, соглашается выполнить задание главы преступной группировки Шефа. Как бы случайно она знакомится с главным героем – Семёном Семёновичем Горбунковым (Юрием Никулиным), обещая продать ему дефицитную вещь, которую он ищет – халат с перламутровыми пуговицами. Анна Сергеевна приглашает Горбункова прийти к ней вечером в гостиничный номер.
Оказавшись один на один, Горбунков теряется от вполне недвусмысленных попыток его соблазнить. Сексапильная блондинка демонстрирует халат, танцуя под звуки танго «Помоги мне» - пародии, как и многое в этом фильме, на западный образ жизни. «Так вот он какой, стриптиз», - думал советский человек, улавливая разницу между нашей родной аморалкой и «ихними» извращениями и паскудством.
Голая спина Светличной – для многих подростков семидесятых с этого кадра начинался чувственный опыт новичка-первохода.
Светличная позднее вспоминала, что перед съёмкой испытывала огромный страх. Она была благодарна Гайдаю, что тот убрал со съёмочной площадки всех лишних людей.
Танец поставил тот же балетмейстер, что в последствии будет работать на фильме «Иван Васильевич меняет профессию», Пётр Гродницкий. Песню исполняет одна из звёзд советской эстрады, чьё имя не всегда указывали в титрах, Ада Ведищева. Авторы песни Александр Зацепин и Леонид Дербенёв в очередной раз написали шлягер, который уже больше полувека живёт, подпитываясь народной любовью.