Найти тему

Эффект Дидро: Как мы становимся безудержными потребителями

Всё началось с того, что у французского философа Д. Дидро, который жил очень скромно, появился новый роскошный халат. В некоторых источниках говорится, что это был не халат, а "багряница" - нарядная одежда наподобие царской мантии.

Луи Мишель. Портрет Д. Дидро, 1767. Так хочется думать, что на этом известном портрете Дидро изображён в том самом халате! Но нет, тот был пурпурного цвета.
Луи Мишель. Портрет Д. Дидро, 1767. Так хочется думать, что на этом известном портрете Дидро изображён в том самом халате! Но нет, тот был пурпурного цвета.

Халат или багряница - в конце концов не так уж и важно. Главное, что он носил его дома и был этот халат настолько роскошным, что все старые вещи домашней обстановки и одежды с ним не гармонировали.

Привычные, любимые вещи, по сравнению с новым халатом, стали казаться Дидро нелепыми, жалкими. Это приводило его в уныние и он начал постепенно менять свой гардероб и обстановку своего дома.

Сначала он заменил ковер: купил новый, Дамасский, и украсил дом скульптурами. Купил новый письменный стол подстать и удобное кожаное кресло.

Я был абсолютным хозяином своего старого халата, но ... стал рабом нового», - пишет Дидро в своём очерке «Сожаления о моём старом халате».

Такой социальный феномен получил название «эффект Дидро»: когда покупка новой вещи запускает спираль потребления, то есть приводит к покупке множества новых - возможно, совсем ненужных - вещей. Тратится больше денег, чем планировалось, и приобретается больше вещей, чем необходимо.

Наверное, каждого из нас можно назвать в той или иной степени жертвой эффекта Дидро. Подсознательно мы не любим ничего лишаться и очень любим приобретать. И конечно, внешнее давление: реклама, СМИ, детские просьбы, перед которыми так трудно устоять...

-2

Покупаем дочке сначала куклу Барби. А затем... Платья для Барби, кроватку для Барби, домик для Барби, лошадку для Барби, а к ней - карету, жениха для Барби - и всё это стоит гораздо дороже, чем сама кукла...

Это, конечно, здорово, ребёнок рад. Но вообще-то эффект Дидро носит негативный характер: превращает человека в неуёмного потребителя. И вот что непременно стоит учесть: ситуация будет только усложняться с каждой новой покупкой, поэтому очень важно включать осознанность и, возможно, ходить в магазины с заранее составленным списком того, что нужно купить. Чтобы сосредоточиться на необходимом, сознательно игнорируя всё ненужное.

Безудержное потребление - в природе человека, но важно вовремя остановиться ещё и потому, что покупка вещей, даже очень желанных, не приносит нам счастья. Дидро сказал:

Мой пример будет вам уроком. В бедности свобода; в богатстве — ограничения.


Однако этот же феномен можно использовать и в позитивном ключе - себе на пользу. Ведь это очень сложно: взять и резко изменить свою жизнь. И тут нам на помощь приходит Дидро со своим халатом!

Вы осознанно приобретаете вещь, чтобы запустить процесс изменений в желаемой сфере.

Когда-то давно, когда мы ещё носили в кошельках бумажные деньги и не знали об эффекте Дидро, я купила себе красивый дорогой кошелёк - не смогла удержаться, уж очень понравился. Он был мне "не по карману", но я всё же купила - и сразу заметила: моё материальное положение пошло в гору.

Девушка хочет изменить стиль в одежде и покупает себе дорогие туфли. Затем постепенно «подтягивает» к ним и остальной гардероб.

Вы мечтаете о путешествиях, но ничего не выходит - купите себе красивый дорогой чемодан!

И ещё по собственному опыту я прекрасно знаю, как начищенная до блеска раковина на кухне постепенно приводит к уборке всего дома...

А с Вами случалось такое? Вам знаком эффект Дидро?