Найти тему
С Богом по жизни

НА САМОМ ЛИ ДЕЛЕ БЛАГОДЕНСТВУЮТ ДЕЛАЮЩИЕ БЕЗЗАКОНИЕ?

«Псалом. Песнь на день субботний. Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний, возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи, на десятиструнном и псалтири, с песнью на гуслях. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того. Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, — Ты, Господи, высок во веки! Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие; а мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащён свежим елеем; и око моё смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях. Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём» (Псалом 91).

Псалом 91 исследует извечный вопрос: почему благоденствуют делающие беззаконие? Первая часть этого псалма передаёт противоречие между наградами для праведных и результатами, которые получают беззаконные. Во второй части делается ясное заключение.

Автор признаёт, что может показаться, что беззаконные процветают, но от того, как всё выглядит внешне, он идёт к осознанию пустоты и временного характера их успеха. Бог, утверждает он, позволяет непокорным преуспевать, для того чтобы на их фоне продемонстрировать, как Он осуждает зло. Псалом заканчивается заявлением, что несомненный триумф справедливости стоит того, чтобы постоянно восхвалять Бога. Те, кто вместе с автором стремится лучше понять эту тему, не могут не порадоваться вместе с ним ответу, который даёт на неё Бог.

РЕШЁННОЕ ДЕЛО

Этот псалом показывает читателю одну из сторон праведной жизни. Он не приукрашивает картину жизни, не сглаживает конфликты и явные противоречия, с которыми приходится часто сталкиваться благочестивому человеку. Нет, он описывает всё как есть и затем делает важный вывод о том, что собой представляет праведная жизнь.

Каждый должен взирать на дела рук Божьих и восхвалять Его . Псалмопевец заявляет, что глупые и нечестивые не признают и не восхваляют Бога. Он говорит об огромной разнице между почтительным отношением и глупостью, делая вывод, что нечестивые не вечны и, в конце концов, погубят сами себя. Когда это произойдёт, слава Божья проявится в Его суде.

Нечестивые могут преуспевать какое-то время, но их успех обманчив . Как цветы, они цветут короткое время, а затем исчезают навсегда. Мудрый человек видит их насквозь, понимает всё, полагаясь на праведность Бога и суд Его, который непременно настанет (91:7).

Насаждённый в Господе и Его доме процветает по-настоящему . Он поклоняется Ему и видит дела рук Его (91:5). Его жизнь плодовита, даже в «старости» (91:15). Но процветает он не в этом скоротечном мире, а в познании Бога живого и в верном служении Ему. Благоденствие праведного человека постоянное, оно не исчезает со временем и не рассыпается от суда Божьего.

РАЗМЫШЛЕНИЕ О НЕЧЕСТИИ

Размышляя об удивительных делах Божьих, мы вдруг начинаем ясно понимать, что не каждый видит их! Да, мы должны вместе с псалмопевцем признать: «Человек неразумный не знает, и невежда не разумеет того» (91:7). Действительно, неверующий не видит и не понимает дела рук Божьих, и он не осознаёт, какая судьба ждёт нечестивых. Он не имеет понятия о том, что «нечестивые возникают, как трава... чтобы исчезнуть навеки» (91:8). Размышляя о нечестивых и о жизни, мы должны учитывать это.

Мы не задумываемся о своей ситуации, пока не осознаём, как псалмопевец, что нечестивые составляют часть нашей жизни . Думая о Боге, мы должны включать в свои мысли и их присутствие, и их благоденствие, и другие стороны их существования. Милостивый Бог подарил человечеству свободу выбора. Мы, подобно ангелам, можем выбирать между добром и злом. Некоторые злоупотребили этой священной привилегией — так же как и некоторые ангелы — и решили восстать против Бога. Они поглощены жаждой наживы, удовольствий и других эгоистичных целей. Такие люди живут в нашем обществе, они могут быть среди наших друзей или членов семьи. Любое исследование жизни не может не подтвердить их существование.

Однако при дальнейшем размышлении о них мы не можем не прийти к выводу, что они глупы . Псалмопевец назвал их «неразумными». Их образ мыслей показывает, что они невежественны, как животные. Автор говорит о них как о людях, лишённых понимания. Они решили для себя не знать Бога и Его путей. В стихе 7 говорится: «Человек неразумный не знает, и невежда не разумеет того» . Это утверждение рисует образ человека, который никогда не думает о Боге, никогда не задумывается о делах рук Его и никогда не поднимает свой взор к небу с благодарностью за всё, что Он сделал. Всякого, кто не видит того, что сделал и что делает Бог, следует назвать «невеждой».

Ещё одна мысль появляется у нас о неразумных: они живут, но их жизнь не имеет полноты . Они возникают, как трава, и цветут недолго. У нас появляется искушение, глядя на них, сказать: «Зло приносит дивиденды. Самый лучший способ преуспеть — жить только для себя». Затем, по трезвом и глубоком размышлении, мы более внимательно смотрим на этих людей и вспоминаем, что в наши расчёты вкралась погрешность: мы не определили их конец, их судьбу. Размышляя о высшем успехе в жизни, псалмопевец отмечает, что Бог позволил им достичь вершин только для того, «чтобы [они могли] исчезнуть навеки» (91:8). Да, Бог терпит их благоденствие и позволяет им преуспевать какое-то время, но у Него есть на то причина. В конце нечестивые явят собой пример Божьей справедливости. Они послужат Богу, знают они об этом или нет, предоставив Ему возможность излить Свой гнев на нечестие и вознаградить праведность.

Далее, размышление приводит нас к четвёртой истине — к пониманию, что нечестивого ждёт печальный конец . Лишь его покаяние и возвращение к Богу могут предотвратить это, что подтверждают и слова псалмопевца: «Ибо вот, враги Твои, Господи, вот, враги Твои гибнут и рассыпаются все, делающие беззаконие» (91:10). Такова правда жизни. Рано или поздно, но нечестивец погибнет. Он рассеется. Бог объявил об этом конце в самом начале, и нам нужно взглянуть на этот конец оттуда, где мы находимся.

Итак, что мы узнали о жизни? Благодаря этому псалму перед нами открылась панорама жизни. Мы поняли, что в ней присутствует нечестие. У нас может не быть всех ответов на вопросы, которые можно задать о зле, но мы можем знать такую основополагающую истину: Бог позволил ему присутствовать в мире какое-то время. Нам придётся вести праведную жизнь в окружении нечестивых.

Свидетельства жизни и слова Божьего говорят о том, что беззаконник — это невежда, подобный неразумному животному. Выбравший этот путь не понимает двух истин: он не найдёт в своей жизни ни настоящего счастья, ни удовлетворения, и смерть для него будет трагическим концом.

Мы должны любить праведность и стремиться к ней, и мы должны помнить, что Бог разберётся с нечестивыми Сам в Своё время. С Божьей мудростью мы можем уверенно держаться праведности и с такой же уверенностью ожидать конечной погибели нечестивых.

КАК ДЕРЕВО

Излюбленная ветхозаветная метафора, представляющая праведного человека, — крепкое, здоровое дерево. В Пс. 1 говорится: «И будет он, как дерево, посаженное при потоках вод» (1:3). В Пс. 91 он сравнивается с пальмой и ливанским кедром: «Праведник цветёт, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане» (91:13; см. 127:3).

Как дерево, праведник великолепен и крепок . В Пс. 1 о нечестивом сказано: «Но они — как прах, возметаемый ветром... Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных» (1:4, 5). А в Пс. 91 мы читаем, что праведник «возвышается подобно кедру на Ливане» (91:13). Ливанские кедры считались деревьями высшего класса. Эти деревья привозились для особых строительных работ. Кедры были высокими и крепкими, как образ самой жизни. «Таковы, — говорит автор, — праведные. У них жизнь прекрасная и продолжительная, какой нет у нечестивых».

Как дерево, праведник живой и плодовитый . В Пс. 1 сказано, что праведник «как дерево, посаженное при потоках вод» (1:3). У него есть прямой доступ к источнику энергии и продуктивности, который заряжает их полной жизнью и делает плодовитыми. «Праведник цветёт, как пальма» (91:13), — говорит псалмопевец. Такой человек представлен как вечнозелёное дерево, приносящее вкусные финики. Нечестивые не могут приносить долговечный плод, а праведные приносят плод теперь и всегда.

Как и дерево, праведник отличается долголетием, какого нет у нечестивца . В Пс. 1 ярко описан конец нечестивых. Они уходят быстро, как прах, рассеиваются навсегда (1:4). В Пс. 91 говорится, что праведники, как добрые и здоровые деревья, будут плодовиты даже в старости. Черпая силы у Бога, они процветают: «Насаждённые в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (91:14). Время не властно над ними: «Они и в старости плодовиты, сочны и свежи» (91:15).

Пальма и ливанский кедр — самые лучшие породы деревьев. Их красота и крепость сочетаются с долголетием и плодовитостью. Они стоят как часовые, возвещающие о том, что получили милость Божью и имеют благословения добропорядочной жизни. Праведный человек обладает всеми этими и другими качествами. Он цветёт и преуспевает и в конце жизни может возвестить о благости Божьей.

СОКРОВИЩА ПРЕКЛОННЫХ ЛЕТ

Не только юность, но и старость имеет свои преимущества. И преклонные года таят в себе сокровища. Нам только нужно постараться найти их. У молодёжи есть энергия, а у благочестивых пожилых людей — жизнь с избытком. У молодых людей впереди многообещающее будущее, а у пожилых — славное прошлое с Богом. В то время как молодые могут отличаться острым умом, люди, состарившиеся с Богом, обладают мудростью и глубоким пониманием Его путей. Когда мы вглядываемся в лица пожилых святых, что мы видим?

Это люди, которые могут засвидетельствовать Божью верность . Они прошли с Богом через всевозможные обстоятельства — приятные, будничные и трудные — и видели, как Бог исполняет Свои обещания и заботится о Своих в любых жизненных ситуациях. Долгая жизнь с Богом может самым убедительным образом свидетельствовать о Его верности, ибо показывает, что Он постоянен и надёжен.

Это люди, пережившие перемены и стрессы, но живущие силой Божьей . На своём жизненном пути они спускались в долины смертной тени, плутали во мраке ночи и по Его милости выходили на солнечный свет. Они знают, что Бог поддерживал их, переносил их через каменистые пустыни к тихим пажитям. Возможно, они не сумеют описать, как Бог сделал всё это, но они знают, что сделал это Он.

Это люди, которые, будучи всегда плодовитыми, и сейчас приносят драгоценный плод . Они верно служили Богу и творили добро, вероятно желая сотворить больше. На закате жизни они продолжают служить Ему. Может быть, они не делают всего, что могли делать когда-то, но они по-прежнему служат, принося новый плод — плод, который может принести только слуга в возрасте. Они показывают молодым, каким должен быть благочестивый пожилой человек.

Это люди, обладающие уникальной вестью, которой никто другой поделиться не может . Молодёжь церкви может говорить с юношеским энтузиазмом и использовать свои крепкие энергичные юные тела для служения. Такое служение может предложить миру только молодёжь. У стариков тоже есть особая весть, которую только они могут передавать. Они могут «возвещать, что праведен [был] Господь» все эти годы, что Он всегда был верен Своим (91:15). Они могут говорить, что Господь — убежище, в котором мы находим защиту от всех невзгод, ибо они видели и пережили это. Основываясь на своём большом опыте, они могут провозглашать, что праведность Господня тверда и непоколебима.

Это люди, поющие песню, которую никто другой петь не может . Молодёжь поёт о том, что явилась благодать Божья, а пожилые поют о том, что благодать Божья поддерживала их все годы, в трудностях и испытаниях. Молодёжь может рассказывать о том, на что похоже начало, а пожилые — о том, каким может быть жизненный путь. Молодые христиане начинают понимать благодать Божью, размышляя о своём крещении, а пожилые могут размышлять о том, как эта благодать вскоре приведёт их домой к славе. Вместе мы поём одну и ту же песню, но её слова вызывают у нас различные образы духовной жизни: у молодых счастливое и удовлетворяющее начало, у старых воинов — счастливый и удовлетворяющий конец.

Да, всматриваясь в лица пожилых святых, мы можем сказать вместе с псалмопевцем: «они и в старости плодовиты, сочны и свежи, чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нём» (91:15, 16).

#бог #господь #господь бог #христианство #религия