Давайте проведем реально глубокий психологический анализ известной сказки!
Уж что-что, а сказка про Русалочку известна всем. Да еще наверняка в разных вариантах. А сколько мультов снято! Отдельно своей популярностью хвостатая барышня обязана Диснею. Мультфильм получился — что надо, да еще и с долгожданным хэппи-эндом!
Хм... А давайте посмотрим на сказку "Русалочка" с точки зрения психологии и символики. Собственно, обзоров и глубокомысленных анализов этого произведения - тоже тьма-тьмущая... Мало кто сейчас удивится, узнав, что сказка - о взаимоотношениях полов, о жертвенной любви и поверхностной влюбленности... Но мы с вами сейчас заглянем в совершенно иную плоскость произведения! Давайте отставим в сторону размышления о чистой и безусловной любви, любовной зависимости, несправедливости, а вместо этого разберем сюжет, как нечто, происходящее в отдельно взятой голове...
У нас тут есть несколько ярких символов, на которых, собственно, зиждется весь сказочный сюжет. Привожу трактовку символов с точки зрения психоанализа и юнгиниансакой психологии.
Море (океан) - символ подсознания.
Русалка - символ сексуальности, двойственности (сочетание человеческой и животной природы).
Принц — символ мужественности, социальной активности, контроля, власти.
Город на земле — социальная активность.
Конечно, есть в сказке и прочие символы. Их затронем по ходу, если понадобится.
Итак, что мы имеем? Необъятный и глубокий океан — подсознание. Как и наше подсознание, он населен всевозможными сказочными и необычайными существами. Тут тебе и русалки, и ведьмы, и говорящие разумные рыбы! Кого только нет! Но мы не всегда имеем к ним доступ. Больше скажу, редко мы вообще знаем, кто конкретно заселяет наше подсознание: уж больно редко в него погружаемся. Главная героиня — Русалка — коренная жительница этого подсознательного мира. И это тоже неспроста! Символически считается, что подсознательные процессы — женская часть нашей личности. Тут сочетаются интуиция, чувствительность, мечтательность…
В то же время Принц в сказке — символ сознания, точнее, самоконтроля, отвечающего, в том числе за взаимодействие с внешней средой. Как принято считать в языке символов, мужской образ — символ сознания, контроля над собой и ситуацией, внешней (социальной) активности. И обитает Принц в городе, т.е. его среда обитания — социальные отношения и внешняя активность.
Сюжетец сказки завязывается при встрече Русалки с Принцем на морской поверхности: на грани между подсознанием и сознанием. Эта сценка может отражать такой внутриличностный процесс: идея/ мысль/ стремление из подсознания «прорывается» на поверхность в виде сна, интуитивного понимания, или смутного ощущения. Если же мы не обращаем внимания на важный образ, рождающийся в подсознании, он всяческими путями прокладывает себе «путь наверх», в сознательную часть.
Раз уж Русалка — символ сексуальности, разумно предположить, что за ее образом таится вытесненная в подсознание сексуальность, стремящаяся выйти на поверхность, т.е. в сферу сознания и активных действия. В результате сексуальности все же удается покинуть глубины подсознательного и выйти в сферу сознания. Правда, не без потерь. В сказке Русалка мало того, что меняет хвост на неудобные и непривычные ноги, так еще и голоса лишается. Похожее случается, когда нечто выходит из подсознательного в сознание: это нечто непременно видоизменяется, утрачивая первоначальный облик. Плюс зачастую лишается права голоса.
Получается, когда подавленная сексуальность выходит в сознательную сферу, происходит ее встреча с центром самоконтроля/ саморегуляции. Как Принц не слышит вышедшую на поверхность Русалку, так и сознание не воспринимает сигналы подсознания. Тем более вокруг — множество отвлекающих факторов внешней среды. В сказке есть яркий образ: принцесса, в которую влюбляется принц. По сути, принцесса — некий объект внешнего мира, поглощающий все внимание сознательного. Подсознательное желание, в свою очередь, стремится вникнуть в жизнь города, воспринять его законы, то бишь внедриться в сферу внешних отношений. Но, как внимание Русалочки ограничивается Принцем, так же и подсознательное желание ограничивается внутренним самоконтролем.
В итоге происходит конфликт между подсознательным желанием и сознанием. Сознание игнорирует либо старается подавить желание, исходящее из подсознания. А конфликт приводит к саморазрушению. В сказке оно отражено в конце истории. Когда Русалочка оказывается перед выбором, погибнуть самой или погубить Принца. И любой вариант — символическое саморазрушение. Выбирая между подавляемым желанием или успешной социальной жизнью, мы проигрываем, отказываясь либо от собственных желаний, либо уничтожая контроль над собой, отдаваясь во власть подавленных проявлений.
Впрочем, в сказке показана надежда на выигрышное решение дилеммы. Отказавшись от уничтожения, Русалочка не погибает, а, напротив, обретает душу, а с ней — вечную (читай: полную) жизнь.
Отказываясь от разрушительного выбора, мы делаем свою жизнь по-настоящему полноценной и осмысленной.
Отказаться от выбора, ведущего к саморазрушению, мы можем совместив истинные (но не всегда осознаваемые желания) с социальной жизнью.
Что же, сказка — ложь, да в ней — намек… А намек здесь на то, что и подсознательная и сознательная сферы важны нам и имеют право на жизнь и воплощение в реальном мире, в мире действий и отношений. А нам выгоднее объединять их, а не устраивать внутреннее соперничество.
Возможно, такой анализ сказки показался слегка неожиданным... Если интересно посмотреть и на другие сказки с внезапного ракурса, подписывайтесь на канал! И пишите в комментариях, какие сказки хотели бы разобрать!)))