Несколько дней назад я наткнулась на дзене на один литературный канал, где с удовольствием прочла статьи о героях классического английского романа «Сага о Форсайтах».
Я познакомилась с романом Голсуорси уже в осознанном возрасте, а потом посмотрела английскую экранизацию с Дэмиэном Льюисом и Джиной Макки в главных ролях.
Ирэн Форсайт всегда казалась мне странным, туманным персонажем. Да, в романе мы видим ее исключительно через призму восприятия других героев. Нет ни одной главы, где она говорила бы с нами. А в фильме актриса выбрала совершено неудачно.
Но, как бы там ни было, Ирэн Форсайт по задумке автора является образом совершенной Красоты. Да, красоты с большой буквы, той самой, которая должна спасти мир, но, по задумке романа, она только разрушает. Разрушает все, к чему прикасается, продолжая непрерывный поиск своего собственного покоя.
И в каждом романе всегда есть платье, самое главное платье, всегда ассоциирующееся с героиней. В «Унесенных ветром» это платье из портьер, сшитое Скарлетт О’Хара и Мамушкой. В романе Льва Толстого «Анна Каренина» это черное бальное платье, к котором героиня танцует первый раз с Вронским.
В «Саге о Форсайтах» нет такого знакового платья. Там вообще практически нет описаний одежды, только краткие очерки, вроде светло-лиловая юбка. А вот одно платье описано достаточно подробно. Золотое платье Ирэн Форсайт. И хоть она появляется в нем не в самой важной сцене романа, дальше мы, читатели, всегда представляем Ирэн с ее золотисто-карими глазами и золотыми волосами именно в этом золотом платье.
Было уже половина восьмого, и Ирэн, одетая к обеду, сидела в гостиной. На ней было золотистое платье, в котором она уже показывалась на званом обеде, на вечере и на балу, — теперь его можно было носить только дома; на груди платье было отделано волной кружев, на которые Джемс уставился сразу, как только вошёл.
— Где вы все это покупаете? — сердито спросил он. — Рэчел и Сисили никогда не бывают так хорошо одеты. Это настоящее кружево? Да нет, не может быть!
Ирэн подошла ближе, чтобы доказать Джемсу, что он ошибается.
И, независимо от своей воли. Джемс размяк от такой предупредительности со стороны Ирэн, от тонкого соблазнительного запаха её духов. Но ни один уважающий себя Форсайт не сдаётся с первого удара; и он сказал:
— Не знаю, не знаю, вы, должно быть, тратите уйму денег на наряды.
Я все думала, каким могло быть это золотое платье Ирэн Форсайт. Ведь она – божество. Неземная женщина, оказавшаяся в среде чуждых ей Форсайтов. О, нет, это не делает ее лучше и возвышенное или их проще и приземлённые. Она просто другая. Когда я читала роман мне даже казалось, что чары Ирэн действуют на Форсайтов как-то особенно. В ней было что-то недостающее именно им. Это их семейный Рок, их Богиня.
И одевалась она всегда со вкусом и даже дома всегда выглядит замечательно. В романе Ирэн носить одежду светлый, приглушенных оттенков - серые, лиловый, реже зеленый. Но, именно это золотое платье ее оковы. Ее золотая клетка.
Свет лампы, затенённой розовым абажуром, падал ей на шею и руки Сомс любил, чтобы Ирэн выходила к обеду декольтированной: это давало ему неизъяснимое чувство превосходства над большинством знакомых, жены которых, обедая дома, ограничивались домашними платьями или закрытыми вечерними туалетами. В розовом свете лампы янтарные волосы и белая кожа Ирэн так странно подчёркивали её темно-карие глаза.
Разве может человек обладать чем-нибудь более прекрасным, чем этот обеденный стол глубоких, сочных тонов, эти нежные лепестки роз, мерцающих, точно звезды, бокалы, отливающие рубином, и изысканное серебро сервировки; разве может человек обладать чем-нибудь более прекрасным, чем эта женщина, которая сидит за его столом?
Неспроста автор подчеркивает, что стол и жена у Сомса где-то примерно на одном уровне, только вот Ирэн сопротивляется и отказывается комфортно разместиться там, где ей предназначили.
Но, вернемся к золотому платью. Это вечерний наряд, с глубоким декольте и воланами на груди. Вероятно, Ирэн немного переделала его, ведь она уже несколько раз появлялась в нем на балах. Бальные платья второй половины XIX века демонстрировали грудь, плечи и руки. Ирэн могла добавить рукава.
В фильме 2002 г. нет золотого платья, но на балу Ирэн танцует в великолепном наряде из алого бархата. Роковая женщина должна быть в красном. Но, так как в фильме актриса вообще не кажется мне похожей на Ирэн из книги, я представляю ее на том балу в золотом…
Подписывайтесь на мой канал об истории , чтобы не пропустить новые статьи! И спасибо вам за лайки!