Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. О своем портрете, сделанном Шлезингером, Софья Дельвиг (в девичестве Салтыкова) писала своей подруге, что он неплох, хотя на самом деле она не такая уж и круглощекая.
С рисунка предстает действительно круглощекая девушка, причесанная по моде пушкинских времен. Она серьезно смотрит куда-то вбок и совсем не похожа на роковую красавицу. Впрочем, она таковой и не была. Ее внешность достаточно заурядна, но вот личность была интересная.
О ней прекрасно говорят письма, которые девушка писала своей оренбургской подруге. Софья обсуждала в них свою жизнь, делилась переживаниями и много говорила о прочитанных книгах. Ее суждения о литературе свидетельствуют о хорошем вкусе, уме и широте взглядов. Любимый поэт Софьи - Пушкин, она читала все, что он публиковал, и с нетерпением ждала новых произведений. Личное знакомство с поэтом состоялось, когда она вышла замуж за друга поэта - Антона Дельвига.
Но и до этого девушка была на расстоянии одного рукопожатия от Пушкина - ее преподавателем в женском пансионате был близкий друг Александра Сергеевича П.А. Плетнев. С ним Софья была в дружеских отношениях, они постоянно общались на литературные темы.
Когда Соне было 18 лет, она пылко влюбилась в Петра Каховского, того самого декабриста, которого вместе с четырьмя товарищами потом казнили в Петропавловской крепости. Это чувство ворвалось, как ураган, и внесло большое смятение в девичью душу. В письме к Александре Семеновой Софья писала о Каховском:
«Ах, дорогой друг, что это за человек! Сколько ума, сколько воображения в этой молодой голове! Сколько чувства, какое величие души, какая правдивость! Сердце его чисто, как кристалл, – в нем можно легко читать, и его уже знаешь, повидав два или три раза».
Каховский был влюблен не менее пылко, и уже через несколько дней просил руки Софьи. Ее отец, статский советник, холодно отказал ему и пресек все возможности общения дочери с ним. Петр предложил Софье бежать из дома и тайно венчаться, в случае отказа грозил самоубийством. Девушка, как ни рвалась к нему душа, проявила благоразумие и отказалась. Каховский, кстати, самоубийства не совершил.
Уже в следующем году Софья познакомилась, благодаря Плетневу, с Антоном Дельвигом. "Дельвиг – очаровательный молодой человек, очень скромный, но не отличающийся красотой мальчик; что мне нравится, – это то, что он носит очки", - написала она свое первое впечатление о нем в письме к подруге. Дельвиг влюбился в умную, красивую девушку, прекрасно разбиравшуюся в литературе. Через две недели после знакомства он сделал предложение.
Первые годы супружества были полны любви. Софья деятельно вошла в круг интересов мужа, ей очень нравились его друзья-литераторы. В 1827 году художник Шлезигер сделал парные портреты молодых супругов.
Родилась дочь. Со временем чувства подостыли, а пылкая душа Софьи требовала новых встрясок, новых увлечений. Тут как раз она познакомилась с Анной Керн, которая вела достаточно вольный образ жизни. Во многом под ее влиянием Софья тоже стала гораздо свободнее в отношениях с мужчинами. Она флиртовала, заводила легкие романы.
Дельвиг страдал по этому поводу, но любил жену. Его внезапная смерть в возрасте 32 лет оказалась для Софьи большим ударом.
Одним из близких друзей Дельвига был поэт Евгений Боратынский, который как-то познакомил Софью со своим братом Сергеем. Сергей влюбился в нее сразу, но не толпился в кругу ее поклонников, не проявлял пока свои чувства. Он открылся ей сразу после того, как она овдовела. Софья была в шоке от такой поспешности, но приняла его ухаживания, и уже через полгода после похорон Дельвига вышла замуж за Боратынского. Венчались тайно.
Надо сказать, что поспешность Боратынского была в целом оправдана. Софье делал предложение и М.Л. Яковлев. У нее были и другие поклонники. Как бы то ни было, Софья стала Боратынской и уехала с мужем в тамбовскую деревню. Мягкость и терпимость Дельвига не были свойственны новому супругу. Похоже, что второй брак не был счастливым, хотя в нем родилось несколько детей.
Почитайте еще на моем канале:
Как советские художники воспевали индустриализацию
В блоге мужа: