Найти тему
Василисины размышления

"Сага о Форсайтах" vs "Анна Каренина" Часть 2: Дарти и Облонские

Чета Дарти из экранизации 2002 года; Облонские - наша классика 1967
Чета Дарти из экранизации 2002 года; Облонские - наша классика 1967

Сюжеты "Саги о Форсайтах" и "Анны Карениной" во многом сходны. Довольно близки и время действия, и среда (богатые столичные круги), и образ жизни героев обеих книг. Тем интереснее наблюдать, как разница моральных воззрений авторов, Л.Толстого и Дж. Голсуорси, опора на разные традиции английского и российского общества подсказывает им разные оценки сходных ситуаций.

В части 1 разбиралась параллели романтической ветви сюжета: о роковых красавицах, обманутых мужьях, уведенных женихах и балах, где разбивались сердца.

Но есть в двух романах и еще перекликающиеся истории – про веселых неверных мужей и добродетельных страдающих жен. Давайте сравним пары: Стиву + Долли Облонских и Монти + Уинифрид Дарти.

Стива и Монти – оба чертовски обаятельны в молодости, так что благовоспитанные девицы из хороших семейств не смогли перед ними устоять. Впрочем, на тот момент любовь была взаимной – такие активные мальчики и сами легко и искренне увлекаются. Только, увы, ненадолго и вскоре переключают свое внимание на все, что движется и легко доступно. Прислугу, актрис, танцовщиц, дам полусвета. Со своими мимолетными возлюбленными они щедры на чувства и щедры на деньги. Да и вообще характер у них такой - щедрый и мимолетный. Вот уж точно мастера жить "здесь и сейчас", не задумываясь о последствиях.

Только вот денег-то у них особенно и нет. По крайней мере, собственных. Потому как приличного наследства оба не получили, а работать не любят.

Стива, «способный, но лентяй и шалун» еще более-менее служит, пристроенный на теплое местечко Карениным, мужем сестры. Хотя жалование едва покрывает основные нужды многодетного семейства, Стива никогда не откажется посидеть в хорошем ресторане или иначе порадовать себя. В результате приходится все больше и больше запускать руку в средства жены.

Помните самое начало «А.К», когда Долли впервые воочию столкнулась с изменой мужа? Стиву тогда больше всего напрягает письмо «от купца, покупавшего лес в имении жены. Лес этот необходимо было продать; но теперь, до примирения с женой, не могло быть о том речи. Всего же неприятнее тут было то, что этим подмешивался денежный интерес в предстоящее дело его примирения с женою. И мысль, что он может руководиться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирения с женой, — эта мысль оскорбляла его.». К концу же романа Долли будет вынуждена расстаться не только с лесом, но и с самим имением, чтобы покрыть долги мужа.

Монтегю Дарти – далеко не князь по происхождению, так что его выкрутасы еще резче. В постоянной работе он не замечен, хотя периодически Форсайты и пытаются приспособить его к семейным делам. Не только лентяй и бабник, но еще пьяница и игрок. Поэтому Уинифрид приходится мириться с худшим, чем Долли. Впрочем, она и сама не урожденная княжна, так что в обморок при виде пьяного мужа не падает. Возможно, от первых измен она рыдала не менее горько, чем русская подруга по несчастью, но с годами научилась реагировать с равнодушной стойкостью простой бабы.

Когда Дарти ночью вернулся домой, море ему было по колено и утаить что-либо он был совершенно не в состоянии. В обычных условиях Уинифрид просто заперлась бы на ключ, предоставив ему проспаться, но мучительное беспокойство о судьбе жемчугов заставило ее дождаться его… Вынув из кармана маленький револьвер и опершись на обеденный стол, он тут же заявил ей, что ему совершенно наплевать, ж-живет она или н-не живет, покуда она не скандалит; но что сам он устал — от жизни…Приставив к груди револьвер, Дарти несколько раз нажал гашетку. Револьвер оказался незаряженным. С проклятием бросив его на пол, он пробормотал:— Р-ради детей! — и упал в кресло. Уинифрид подобрала револьвер и дала Дарти содовой воды.

Как хотите, но мне эта сцена жутко напоминает «Бриллиантовую руку»!

Монти, не паясничай! Ты был в Скотленд-Ярде?
Монти, не паясничай! Ты был в Скотленд-Ярде?

Ну да ладно, обормотов во всем мире хватает, и всегда находятся девушки, неосторожно вступающие с ними в брак. Интересно другое: когда чаша переполнилась, терпение добродетельных жен лопнуло и они запросили развода - как в каждом случае повели себя родственники?

Россия: «Несмотря на то, что Степан Аркадьич был кругом виноват перед женой и сам чувствовал это, почти все в доме, даже нянюшка, главный друг Дарьи Александровны, были на его стороне.» Не одобряют настроений Долли и ее родители: в принципе они готовы приютить на время дочь и внуков, но только чтобы дать оскорбленной стороне прийти в себя. Все прочие прямо уговаривают бросить дурить – все мужчины такие, чего ты хотела?

Долли прощает, но «спайка, сделанная Анной, оказалась непрочна, и семейное согласие надломилось опять в том же месте. Определенного ничего не было, но Степана Аркадьича никогда почти не было дома, денег тоже никогда почти не было, .. она позволяла себя обманывать, презирая его и больше всего себя за эту слабость».

А раз и мудрую жену, и родственников все устраивает, то зачем мужу менять свои привычки? Спустя несколько лет «Он умолял спасти его честь, продать ее имение, чтобы заплатить его долги. Долли была в отчаянье, ненавидела мужа, презирала, жалела, решалась развестись, отказать, но кончила тем, что согласилась продать часть своего имения.» Уж думаю, имение стоило не меньше, чем злополучные жемчуга Уинифрид!

Теперь Англия: Мы не знаем, как реагирует окружение Уинифрид на первые измены ее мужа. Возможно, тоже в стиле "сама дура!". Но когда дело доходит до кражи семейных драгоценностей, весь клан Форсайтов сплачивается вокруг нее. Развод в те времена – дело публичное, долгое, дорогое, бросающее тень на все семейство, но Форсайты идут на это. «Ты только никому ничего не рассказывай и не плати его долгов.» И когда блудный Монти возвращается к своей Фредди, никто ему особо не рад. Но раз уж вернулся, то будущее место в семье ему указывают достаточно жестко.

Вот такие вот дела. Мужчины-гуляки во всем мире примерно одинаковы. Однако в России женщине и по сей день предписывается «быть мудрее», т.е. прощать, хранить очаг, терпеть «ради детей» и экономить на собственных сорочках.

Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба