1 февраля 1967 года Pink Floyd весь день провели записывая свой первый сингл — «Arnold Layne». А еще в тот же день «флойды» стали профессиональной группой, заключив контракт с EMI.
Тогда фронтменом Pink Floyd был Сид Барретт, он же отвечал за весь поп-психодел. Именно благодаря нему группа прославилась в конце 1960-х годов.
Вспоминаем десять лучших песен легендарного лидера Pink Floyd.
10. «Arnold Layne»
Барретта сильно ругали за историю про Арнольда Лейна — трансвестита, который в свете луны крал женское белье, а затем довольный и нарядный кружился дома перед зеркалом.
Никакого Арнольда Лейна, конечно же, не было. В одном из интервью Барретт рассказывал, что просто как-то раздумывал о неком персонаже с приятным именем, а потом обратил внимание, что во дворе Роджера Уотерса его мать развесила белье. Барретт подумал — должно же быть у героя хобби, верно?
Из-за «Arnold Layne» на Барретта ополчились все — особенно радиостанция BBC. Его тайным товарищем стал Джон Пил, который тогда работал на пиратской станции Radio London — он так часто ставил в своем эфире эту песню, что она в итоге попала в «Top of the Pops» и ознаменовала начало британской поп-психоделии за пределами The Beatles.
9. «Bike»
Даже по меркам разношерстного «The Piper at the Gates of Dawn» песня «Bike» сильно отличается от остального материала на альбоме. В ней все ухает, перекликается из левого уха в правое (если слушать стерео-версию, по крайней мере), играет в странном музыкальном размере, а Сид Барретт по-британски рассказывает про классный велосипед со звоночком, старого мыша Джералда и клан Имбирных человечков, обитающих у него на кухне.
Барабанщик Ник Мейсон признавался — это самая сложная песня Pink Floyd на тот момент. Запись была труднейшая — Сид Барретт тогда увлекался конкретной музыкой. Если вам всегда было интересно, то заключительная часть песни — не просто какофония из звуков, а упорядоченный отрывок, вдохновленный композициями немецкого авангардиста Карлхайнца Штокхаузена.
8. «Effervescing Elephant»
Очень жуткая песня, если знать, что это последняя композиция Сида Барретта. На обоих сольных альбомах Барретта полно зверья — крысы, волки и слоны. В итоге — а «Effervescing Elephant» расположена в конце последнего барреттовского альбома — лирический герой обнаруживает себя то ли в зоопарке, то ли в каком-то заповеднике, где устраивает небольшой концерт для самой нейтральной публики в мире — она не хлопает, а просто внимательно слушает.
Вообще впервые Барретт исполнил эту песню на шоу Джона Пила сразу после релиза своего первого сольника, но приберег ее для более мрачного контекста. Психоделический праздник закончился, дальше — пустота.
7. «Jugband Blues»
Если «Effervescing Elephant» была концом Барретта вообще, то «Jugband Blues» была концом для Барретта в Pink Floyd. По крайней мере, почти — просто фронтмен группы перестал быть лидером как таковым и откровенно пускал слюни на концертах, разбалтывая струны до невозможного и медленно бренча по ним.
Во время записи Барретт пригласил музыкантов из «Армии Спасения». Они сыграли инструментальную часть композиции, а потом Барретт дал отмашку: «Делайте что хотите».
Отсюда и концовка «Jugband Blues». Ее часто сравнивают с «Bike», что далеко от правды — в «Bike» все было подчинено Барретту, согласно философии musique concrète. В «Jugband Blues» он уже не контролировал ничего.
6. «Apples and Oranges»
После «Jugband Blues» Баретт все-таки записал еще одну песню — не очень выдающуюся, из-за чего он окончательно распрощался с Pink Floyd как с группой. На самом деле, песня в своем роде уникальная — одна из немногих, в которой «флойды» поют о внезапном приступе любви к девушке, которая выбирает яблоки и апельсины в супермаркете.
Как и любой другой подписант EMI, Pink Floyd отправились на телевидение, чтобы записать видео для песни. Всю запись Барретт держал рот на замке и его заменили на Дэвида Гилмора — тот был трезв, неплохо играл на гитаре и уже давно подменял Сида на выступлениях.
5. «Gigolo Aunt»
На самом же деле Барретту еще долгое время помогали бывшие коллеги по группе. С ним было невозможно общаться, но записываться в его в сольном проекте — почему бы и нет?
На треке «Gigolo Aunt» Барретт и компания больше похожи The Doors, чем на Pink Floyd. Рик Райт (клавишные) и Дэвид Гилмор (бас-гитара) рассказывали, что сессии проходили стремительно быстро. Когда Гилмор и Райт поехали составе Pink Floyd в турне по Америке, Сид Барретт тоже перестал появляться в студии Abbey Road.
Позже выяснилось, что Барретт преследовал группу, скучая по старым временам. Эта тоска по Pink Floyd достигнет апогея через пять лет — когда Барретт придет в студию совсем не в таком виде, в каком его запомнили.
4. «Octopus»
Даже после Pink Floyd Сид Барретт все еще писал мощные психоделические хиты. «Octopus» стал своего рода барреттовским стандартом — он элегантно меняет тональности, ритм сбивается и обратно становится на место, а сам Барретт поет про покатушки верхом на осьминоге.
Критики считают «Octopus» лучшей сольной песней Барретта — и, в общем-то, так и есть.
3. «See Emily Play»
Одна из главных песен ранних Pink Floyd, которой, впрочем, не нашлось места на первом альбоме, в отличие от би-сайда «The Scarecrow». По большому счету успех песни — заслуга продюсера Нормана Смита и инженеров, нанятых EMI. То было время, когда в записи нужно было щеголять — это был стандарт, заданный «битлами».
Это не очень нравилось Барретту, поэтому местами он саботировал запись, хотел сделать ее более необузданной и дикой для тогдашнего музыкального рынка. Барретт играл на слайд-гитаре зажигалкой, отказывался выступать на «Top of the Pops», потому что Джон Леннон тоже не хотел там играть.
В конце концов Pink Floyd выступили на телевидении, а Барретту еще пришлось и подогреть интерес к песне — мол, девочка Эмили привиделась ему в психоделическом трипе. Позже, в одном из интервью, он проговорился, сказав, что это было сделано ради «паблисити».
2. «Lucifer Sam»
После «See Emily Play» Pink Floyd выработали свой, непохожий на The Beatles звук, местами у них получалась крайне нетипичная для того времени психоделия. «Lucifer Sam» — хороший пример такого трека. Он похож на что-то между Джеймсом Бондом и преисподней. Сразу на все и ни на что.
Мистицизма добавляет то, что в итоге так и не прояснилось, кто такой Люцифер Сэм. Кот? Девушка? Дилер? Барретт так и не ответил на этот вопрос.
1. «Astronomy Domine»
Абсолютно мегаломанская песня, высшая точка творчества Сида Барретта — изучение спейс-рока на латыни. «Astronomy Domine» прекрасна тем, что ее легко представить, закрыв глаза. Тебя словно проводит сквозь каскады падающих звезд бывалый путешественник — он регулярно передвигается по этому маршруту, но при этом совершенно непонятно, вредит ли это разуму или ему становится только лучше.
Даже после того, как Барретт ушел из группы, «Astronomy Domine» оставалась одной из песен, которую Pink Floyd исполняли очень часто. Она особенно нравилась Дэвиду Гилмору, который считал ее в первую очередь гитарным шедевром — и вполне заслуженно.
Послушайте несколько песен Сида Барретта с помощью плеера ниже:
А еще почитайте другие наши статьи:
«Dark Side of the Moon» прекрасен до сих пор. И вот почему
Потерянный фолк. Кто такой Ник Дрейк и как он повлиял на современную музыку?
«Быть пьяным — хорошее прикрытие». Как жил и от чего умер Джим Моррисон?
И подписывайтесь на наш Инстаграм, чтобы быть в курсе новых интересных материалов.
Антон Боровой
Музыкальный редактор music.cubicmedia.ru