Как за год накопить 100 тысяч рублей? Лайфхаки экономии бюджета

43K прочитали

Привет! Меня зовут Вета, я фотограф и ретушёр, веду свой инста-блог с креативными образами. В последнее время всё чаще ощущаю, что фотокамера моя скоро уйдёт на покой - появляются выгоревшие пиксели, детализация не так радует. А что тут скажешь? У неё колоссальный пробег, ей уже 5 лет почти. Понимаю, что и я уже выросла из любительского кропа, нужно повышать свой уровень работ - не только по эстетической составляющей, но и по технической стороне вопроса. И вот не говорите, что техника не важна - важна и ещё как! Динамический диапазон, размер матрицы - всё это влияет на то, в каких условиях я могу получить хороший кадр. Сменив лишь объектив, моё творчество сделало качественный шаг вперёд:

Коллаж автора
Коллаж автора

Да, прошлой весной я купила объектив маркировки G за 30 тысяч намеренно, чтобы затем перейти на полный кадр. Но 2020 поломал все мои "бизнес"-планы на лето, и на новый фотоаппарат я так и не заработала. Так что я просто материализую свою мечту здесь, торжественно клянусь с сегодняшнего дня работать в этом направлении. Ориентировочно, мне необходимо 100 тысяч рублей!😅Ой, делов-то!

https://www.dns-shop.ru/product/39289e9953783120/zerkalnaa-kamera-nikon-d750-body-cernyj/
https://www.dns-shop.ru/product/39289e9953783120/zerkalnaa-kamera-nikon-d750-body-cernyj/

Я никогда не умела обращаться с деньгами, т.к. свободные деньги у меня стали появляться только с 18-19 лет (в деревнях детям не принято давать карманные деньги) - и те уходили только на продукты и проживание в крупном городе во время студенчества, сейчас я научилась базовому планированию покупок и жизни по средствам. По-моему, это важные навыки в жизни для каждого - не брать кредит на дорогую вещь, а просто накопить за год на неё заранее, откладывая некоторую сумму.

Вчера наткнулась на интересный челлендж, который называется 52 недели богатства . Суть проста - каждую неделю ты откладываешь фиксированную планом сумму, которая превышает предыдущую сумму на 1 пункт или в 2 раза, за год таким способом можно сэкономить до 100 тысяч рублей ! Вариантов такого челленджа много, но я начну с самого популярного, который пришёл к нам из штатов.

Коллаж автора
Коллаж автора

1. Челлендж "52 доллара - 52 недели богатства"

Актуально для тех, кто вкладывается в иностранные валюты. Суть следующая: каждую неделю (а в году их в среднем 52) вы откладываете деньги на счёт или в конверт по следующему плану:

  • 1 неделя - 1$
  • 2 неделя - 2$
  • ...
  • 51 неделя - 51$
  • 52 неделя - 52$

Итого, за 52 недели (год) вы сэкономите 1378$, что эквивалентно примерно 104 770 рублей по сегодняшнему курсу. Я в долларах не откладываю, поэтому вижу этот челлендж сложным для тех, кто хочет накопить сумму в рублях, но если вам не лень каждую неделю переводить доллары в рубли, почему бы и нет?

Фото автора, 2021
Фото автора, 2021

2. Челлендж "Сотка в день" или "1000 в неделю"

Весьма удобный челлендж, потому что ты откладываешь фиксированную сумму каждый день - 100 рублей. К концу года у тебя в копилочке получается 36 500 рублей. Можно откладывать и 1 раз в неделю, но к примеру, 1000 - не такая уж большая сумма, за год получится 52 000 рублей.

3. "52 недели богатства" на русский манер

Не очень удобно откладывать некратную сумму, высчитывать курс и так далее, поэтому встречается русская вариация такого челленджа, но начинается она с 100 рублей:

  • 1 неделя - 100₽
  • 2 неделя - 200₽
  • ...
  • 51 неделя - 5100₽
  • 52 неделя - 5200₽

Можно начинать с меньшей суммы, а можно с большей, постепенно уменьшая платежи. Хотя мне больше нравится вариант, когда создаётся таблица платежей по этой системе, но в каждую неделю можно закрасить любой квадрат с суммой. Так как мой бюджет не всегда стабилен, такой способ мне нравится больше всех.

За 52 недели (год) таким способом можно сохранить до 137 800 рублей. Кстати, не обязательно делать шаг в 100 рублей, можно начать с 50, но и итоговая сумма за год получится в 2 раза меньше, т.е. чуть меньше 70 000 рублей.

Я нарисовала схему челленджа, вы можете её распечатать или перерисовать, повесить на стену или вложить в ежедневник:

Иллюстрация автора
Иллюстрация автора

4. Метод конвертов

Я все сбережения сохраняю в "пластике", потому что мне так удобно - я не люблю возиться с купюрами, считать мелочь - к мелочи у многих автоматическое пренебрежительное ощущение, но на пластике мне удаётся контролировать каждую копейку, да и анализировать финансы так намного проще - за тебя всё считают приложения, не приходится вооружаться калькулятором или сохранять чеки за весь месяц. Однако, для "олдов" могу предложить довольно популярный способ конвертов.

Методика простая - в какой-нибудь Роспечати вы покупаете конверт (или несколько), на обратной стороне пишете дату вскрытия, желаемую сумму и сумму, на которую конверт пополняется каждый месяц. На конверте же можно делать записи и отметки платежей с датами, чтобы не запутаться.

Если не доверяете себе, можно купить не конверт, а красивую копилку, но которую можно только разбить после достижения цели. Так у вас не будет соблазна всё потратить.

Фото автора, 2021
Фото автора, 2021

5. "NO SPEND"

Очередной челлендж, который пришёл в Россию из Америки, заключается в простом правиле - "Не тратить!". Более 50% россиян живут от зарплаты до зарплаты, по уши в кредитах и не имеют даже малейших накоплений на "чёрный день", болезнь родственника или банальное путешествие. И иногда дело далеко не в том, что у нас низкие зарплаты, высокие цены и так далее. Очень часто проблема в самих людях, которые не умеют распоряжаться деньгами, не умеют копить и не могут отказывать себе в импульсивных покупках.

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

Этот челлендж так раз про это - проанализировать свои траты, вычленить все обязательные платежи, а оставшееся инвестировать или откладывать. Например, в мой ежемесячный список трат входит:

  • оплата интернета и связи, бытовая химия и косметика, продукты, коммунальные платежи, обучение, одежда, транспорт - на это уходит примерно 60-70% моего бюджета,
  • 10% от всего дохода я без исключений отправляю на сберегательный вклад, это мой запас на чёрный день и непредвиденные расходы,
  • ещё 30-20% у меня - "роскошь" и развлечения, деньги, на которые я могу себя побаловать пиццей из ресторана или новой кофточкой, однако, иногда можно и макароны поесть, а отложенную сумму оставить на крупную и нужную покупку.

Понятное дело, что нельзя себе отказывать во всём - не забывайте побаловать и поблагодарить себя за достижения или просто поднять настроение в плохую неделю.

6. Метод списка желаний

Я давно использую этот метод для того, чтобы откладывать на крупные покупки. В чём секрет? Каждый раз, когда вам хочется что-то купить, вносите это в wish-лист - список желаний, указывайте цену и дайте себе срок в месяц. Вы удивитесь, как 50% списка к концу месяца вам не понадобится - и сэкономленные средства можно оставить на вкладе или инвестировать.

Фото автора, 2020
Фото автора, 2020

7. Штраф за вредные привычки

Допустим, вы мечтаете избавиться от пагубной привычки, сквернословия, похудеть, бросить курить, заняться спортом и в принципе изменить себя к лучшему. Однажды перебежавший на красный пешеход и оштрафованный за это - в следующий раз подумает дважды, чтобы вновь сомнительно сокращать свой путь от точки А до точки Б с риском для жизни. Штраф самого себя на определённую сумму поможет не только стать лучше, но и сэкономить n-сумму денег.

Конечно, следует уточнить, что копить деньги просто так - бессмысленно, хотя бы потому, что процент по инфляции не перекрывает ни один заслуживающий уважение банк. Инвестировать я не умею, поэтому для меня накопление - способ отложенной покупки необходимого без кредитов и переплат .

Понятное дело, что нужно не постоянно откладывать, экономить и во всём себе отказывать, а мотивировать себя зарабатывать больше при фиксированных потребностях . У меня есть множество знакомых, у которых пошла в гору карьера, но они так и не научились планировать бюджет - в кредитах и долгах при зарплате и в 20 000 рублей, и в 80 000. Проблема тут вовсе не в ценах в магазине, а в умении распоряжаться своими финансами.

А вы умеете копить деньги или привыкли сразу тратить?