Статья из заводской газеты "Московский Автозаводец" за 13 января 1995 года.
Сентябрь 1962 года. Работающие на заводе ветераны хорошо помнят то время. Кажется, это было недавно, а поди ж ты, минуло с той поры целых три десятилетия...
Как хорошо, что не канула в Лету добрая наша традиция — отмечать юбилейные даты выпуска той или иной продукции. Какое-то необык-новенное чувство испытываешь в такой день. Здесь и радость, и грусть одолевает, а в нынешней ситуации — и немалая доля тревоги. Но русский человек силен оптимизмом, верой в лучшее.
Все это можно было прочесть на лицах автозаводцев, собравшихся в последний рабочий день минувшего года в автосборочном корпусе. Здесь состоялся митинг, посвященный 30-летию доброй службы автомобиля ”ЗИЛ-130” и проводам этого трудяги, короля дорог, как окрестили его водители
Открыв митинг, председатель профкома АМО ЗИЛ М. Аллилуев предоставил первое слово Анатолию Яковлевичу Манахтину — слесарю-сборщику, Герою Социалистического Труда, в числе первых зиловцев собиравшему новую машину той поры
Сегодня мы прощаемся с последним "ЗИЛ-130”, порядковый номер которого выражен семизначным числом — 3388312, — сказал он. — Мне приходилось разговаривать со многими шоферами не только у нас в стране, но и за рубежом, и везде слышал хорошие отзывы об этой машине. Мне бы хотелось пожелать новым поколениям автомобилей доброго пути, и чтобы они завоевали не меньшую славу.
Эта же мысль была высказана председателем профкома ремонтно-механического цеха В. Холиным и начальником цеха ковкого чугуна Б. Денисовым.
Накладно стало собирать "сто- тридцатку” — ее узлы, агрегаты, кабину — в двух местах, вот и отправляем мы ее на Урал. Еще послужит машина, пока не сменит ее новая марка. Только эта уже не будет "жить десятилетия” — рынок, конкуренция требуют быстрого реагирования на спрос, иных подходов и решений.
К микрофону подходит генеральный директор, президент нашего акционерного общества Валерий Тимофеевич Сайкин:
Очень большой путь прошел ЗИЛ за 75 лет, но, пожалуй, создание этого автомобиля является самой яркой страницей в истории нашего завода, доказавшей высокий талант специалистов.
"130-й уходит, но все, что вложено в него — опыт, труд, это переходит в новое поколение автомобилей.
Мы находимся в сложном экономическом положении, и мы знаем, почему это происходит. И, если кто-то говорит сегодня, что ЗИЛ разваливается, не верьте этому. Залогом может служить целое семейство новых разработок. Мы с вами в этом году должны освоить: базовый автомобиль шеститонной грузоподъемности с новым дизельным двигателем, трехосный автомобиль для армии и Севера, малотоннажник, предназначенный для городских перевозок — вот они, стоят рядом с вами на площадке. И еще — целое семейство тягачей, 12-тонных самосвалов и многое, многое другое.
В короткий срок, в течение всего лишь двух с половиной лет, освоена вся номенклатура новых автомобилей. Это — новая экономика, новая цена, новые затраты. Но это не значит, что мы с вами решили все вопросы. Ведь эти машины — всего лишь образцы. Тяжело, но активно идет подготовка к их производству. В первом квартале мы должны приступить к серийному выпуску продукции и где-то в начале второго полугодия освоить ее массовое производство. Для этого все предпосылки есть, есть полностью программа действий по выходу из сложного экономического положения. К тому же, зная настрой наших инженеров, их возможности, я уверен, что мы выполним эту задачу.
Да, нам будет трудно с точки зрения экономики: ограничена помощь со стороны государства, нелегкое сегодня положение в политике, в экономике России в целом. А мы — частица государства, и в ней, как в капле воды, отражается вся действительность. Одним словом, от нашего труда, от наших результатов будет зависеть и наше собственное благополучие, и благополучие страны. Надеюсь, дорогие зиловцы, что все вместе мы решим эти проблемы и с честью выйдем из сложившейся ситуации.
Спасибо тебе и прощай, "ЗИЛ-130”! В добрый путь, новый "ЗИЛ”!
Л. ФИЛОНОВА.